Ставим диагноз комтрансу

Насколько грузовик больше легкового автомобиля, настолько же сложнее работа с ним. Начнем с того, что к тяжелому транспорту предъявляются более жесткие требования по экологии. А это подразумевает более сложную систему управления двигателем. Про тот же впрыск мочевины кто-нибудь слышал на легковых? А на грузовиках он есть. Немаловажную роль играет и комфорт автомобиля. Да, конечно, трудно представить себе в грузовых авто систему доводки дверей или выбор подсветки салона, но общие системы комфорта не уступают, а порой даже и превосходят легковые автомобили представительского класса. Особенно это касается магистральных грузовиков, где кабина служит водителю его домом – соответственно, есть необходимость в создании максимального комфорта, приближенного к домашнему. Никто не будет спорить с тем, что у грузовых автомобилей более сложная тормозная система, а также больше гидро- и пневмоприводов. И, наконец, в тяжелой технике царит еще больший хаос в стандартах, обозначениях узлов, названиях механизмов и даже в расшифровках VIN!
ФРОЛОВ Владимир,технический специалист компании ТЕХА:– По грузовому направлению мы сотрудничаем с такими брендами, как Volgabus, Ankai и Jac, а также с компанией «ИЛАРАВТО» – официальным дистрибьютором нескольких грузовых брендов (MAN, HINO, ISUZU, AVIA и Hyundai). «ИЛАРАВТО» нам помогает, в первую очередь, с проведением учебных технических семинаров для наших клиентов: одни уже приобрели оборудование TEXA, а другие – только планируют. Так, если теоретические занятия мы проводим в нашем центральном офисе, то практику – на территории учебного центра «ИЛАРАВТО», где нам предоставляют и помещение, и грузовики. К примеру, недавно у нас были курсы по экологическим нормам Евро-6, а также по современным автоматическим трансмиссиям (AS-Tronic для IVECO; GS и GSII для Mercedes-Benz; Opticruise для Scania; TIPMATIC для MAN). «ИЛАРАВТО» помимо продажи новых автомобилей активно развивает сегмент trade-in, с которым мы также работаем напрямую. Здесь у нас достигнуто взаимовыгодное сотрудничество: дилер получает качественную диагностику своих автомобилей, а мы на практике тестируем как новейшие сканеры, так и отремонтированные в нашем в сервис-центре приборы TEXA. Также мы проверяем сканеры, которые приходят к нам по рекламациям. После ремонта и проверки в сервисе мы стараемся проверять все приборы в работе: многие клиенты находятся порой в самых отдаленных уголках нашей страны, поэтому, чтобы не тратить время на доставку оборудования, мы предпочитаем перестраховаться и протестировать сканеры на «живых» автомобилях. Стоит отметить, что порядка 10–15 % сканеров, которые приходят к нам на ремонт, при проверке оказываются полностью работоспособными: зачастую проблема кроется в поврежденном диагностическом кабеле.
А уж если диагност – мультимарочник, то необходимость запоминать огромный объем информации увеличивается во много раз. Поэтому производители инструментов для диагностики тяжелого коммерческого транспорта выделяют это направление в отдельную группу. В производстве мультимарочного диагностического оборудования итальянская компания TEXA занимает лидирующее положение. Это обусловлено несколькими факторам, благодаря которым компании удалось на голову превзойти конкурентов. Попробуем в процессе работы рассмотреть эти преимущества.
Первое, главное, основное – назовите, как хотите, – это идентификация автомобиля. Собственно то, с чего начинается любая диагностика. Это определение не только марки, модели и года, но и комплектации. Ведь нам нужен четкий ответ на вопрос: какими электронными системами снабжен автомобиль?
Диагностическое оборудование TEXA (в частности диагностический сканер TEXA Navigator TXTs, с которым мы работали) позволяет считать VIN автомобиля и расшифровать его. Конечно, не в полной мере, как это позволяют сделать дилерские сканеры, которые определяют комплектацию вплоть до цвета обивки кабины. Тут дело в мультимарочности прибора: если дилерский сканер, передав на сервер производителя VIN, получает данные о полной комплектации, то у мультимарочника этой возможности нет. Однако той информации, которую он «выжимает» из VIN, чаще всего вполне достаточно для дальнейшей работы. Тут мы впервые сталкиваемся с хаосом, присутствующим в грузовом автомобилестроении. Часто, к примеру, автомобили производства Китая, бывшего СССР, России, Беларуси или Украины не бьются по VIN, а некоторые вовсе не дают VIN сканеру. Есть несколько способов решения проблемы. Иногда из-за применения старого ПО просто не предусмотрена возможность считывания идентификационного номера. Это зачастую бывает и с достаточно старыми автомобилями производства Европы и США. В этом случае VIN можно внести вручную. Можно ввести марку, модель, год выпуска. И тут мы сталкиваемся со вторым проявлением хаоса в автомобилестроении…
Дело в том, что очень часто путают год выпуска и модельный год. Причем не диагносты, а производители! Нет, это не ошибка производителей. Дело в том, что одни производители под обозначением года подразумевают год, когда автомобиль был выпущен на заводе, другие –
его модельный год. Поэтому, увидев странные данные на экране компьютера, например: температура двигателя составляет 400 градусов, а скорость стоящего автомобиля приближается к скорости звука, не нужно думать, что вы пытаетесь диагностировать космический корабль. Просто посмотрите в соседних годах.
С третьим проявлением хаоса сталкиваешься, когда работаешь с техникой производства России и Беларуси. Ни для кого не секрет, что в силу особенностей развития автопрома в наших странах порой бывает такое, что технику собрали из того, «что в этом месяце завезли».
Но и для этого у TEXA есть решение! Можно диагностировать поагрегатно. Как? Сейчас расскажу.
Допустим у нас автобус МАЗ-206. Его комплектовали двумя вариантами двигателей Mercedes-Benz, двумя –
Cummins, каким-то мотором КАМАЗ, четырьмя вариантами коробок ZF и Allison, а также еще несколькими вариантами приборных панелей, начиная от Hella и заканчивая Смоленским заводом электронной аппаратуры. На сканере находим наименование производителя и работаем непосредственно по нему. Не поверите, в приборе есть не только приборка от Hella, но и чудо производства Смоленской артели инвалидов.
Можно поагрегатно работать иначе. Берем, например, коробку передач. В автоматическом режиме прибор перебирает все протоколы коробок, известные ему, – какой-то да подойдет. Это особенно актуально в тех случаях, если железо от одного производителя, а управление –
от другого. Такое на грузовиках и автобусах встречается довольно часто. В общем, так или иначе мы идентифицировали автомобиль, либо агрегат, который нуждается в диагностике. Далее работа идет стандартно. Читаем ошибки. Смотрим параметры. Выясняем причину неисправности и принимаем решение о способе устранения неисправности.
Хотелось бы заметить, что у TEXA есть всесторонняя поддержка в решении различных проблем, возникающих при работе с автомобилем. Это и интегрированная справочная система Autodata, предназначенная специально для грузового сегмента (такой нет в онлайн-подписке, и, по-моему, она, кроме как с продуктами TEXA, не распространяется), и служба поддержки непосредственно самой фирмы, с которой можно связаться различными способами и передать логи, скриншоты и прочую информацию для решения проблемы.
Отдельного внимания заслуживает возможность составления собственных списков данных по работе блока управления, которые можно сохранять и использовать с конкретным автомобилем. Кроме вывода данных в цифрах, есть возможность выводить их в виде графиков и даже в виде красочной, качественной и наглядной инфографики. Смотрится хорошо, однако, по мнению автора, эта опция скорее предназначена для обучения диагностов, чем для реальной работы. Но красиво, да.
Существует возможность наращивания и возможностей самого прибора диагностики через подключение к нему различных модулей. Программы, работающие в приборе, поделены на блоки: есть блок для легкового транспорта, LCV, автобусов и грузовиков – вплоть до магистральных тягачей, прицепов (!) и даже спецтехники. Далее начинаются чудеса.
Есть программы для работы с мотоциклами, катерами, яхтами и даже с тракторами.
То есть с одним прибором можно стать мастером по любым электронным системам практически всех способов перемещения людей или грузов. Или, в крайнем случае, скооперироваться с коллегами из соседнего бокса. Однако вернемся к работе с грузовиками и автобусами.
Также TEXA Navigator TXTs позволяет программировать: можно добавлять комплектацию, менять конфигурацию, прописывать в систему различные устройства. Разумеется, работа в этой области является довольно деликатной и существует возможность, поменяв настройки, получить неработающий блок. Для предотвращения подобных случаев предусмотрено запоминание и сохранение конфигурации. В случае ошибочных действий диагноста или какого-либо сбоя можно двумя нажатиями мышки вернуться обратно к первоначальным настройкам, залив обратно сохраненную на сервере конфигурацию. Излишне говорить, что в программе можно сохранять все данные по автомобилям, побывавшим в ремонте, а также создавать базу проведенных работ. Это может помочь в какой либо конфликтной ситуации с заказчиком, а также дать дополнительные данные при повторном обращении клиента.
В дополнение к вышеперечисленному прибор позволяет подключать к себе дополнительные компоненты, расширяющие его функционал. Например, осциллографическая приставка TwinProbe позволяет снимать данные непосредственно с датчиков быстроизменяющихся сигналов, а также может использоваться в виде имитатора для симуляции сигналов работы датчика. Таким образом, изменяя различные характеристики искусственного сигнала, мы получаем возможность проверить работу блока управления. Можно менять ток, напряжение, сопротивление, частоту, скважность и прочие характеристики. Кроме этого, есть возможность подключения газоанализатора. В следующей статье мы обязательно рассмотрим остальные возможности, которые предоставляет прибор TwinProbe.
Подводя итоги, стоит отметить расширенные возможности работы с прибором TEXA Navigator TXTs. Так, этот сканер не имеет конкретной привязки к какому-либо средству визуализации. Это может быть стационарный ПК с установленной программой, ноутбук, а также отдельно поставляемый мощный планшетный компьютер AXONE Nemo, созданный по военным нормативам, что позволяет ему работать в тяжелых условиях СТО. Для особых условий работы (например, для работы на катерах и яхтах) можно заказать нетонущий и водонепроницаемый AXONE Nemo Waterproof. Планшет снабжен емким аккумулятором, позволяющим без подзарядки работать практически весь рабочий день. Связь компьютера с TEXA Navigator TXTs, а также с остальными диагностическими приборами осуществляется либо по USB-кабелю, либо по беспроводной технологии Bluetooth, что создает дополнительные удобства в работе, особенно в ездовых тестах.
Таким образом, диагностическое оборудование TEXA представляет собой мощный инструмент для работы с электроникой различных транспортных средств: сочетая в себе надежность, качество, точность и достоверность показаний, а также предоставляемую информацию, этот сканер является лидером в области ремонта различной техники.
КОНДРАТЬЕВА Наталья, заместитель директора по маркетингу ООО «ИЛАРАВТО»:
– Дилерский центр MAN в «ИЛАРАВТО» был открыт в 2014 году и сегодня является крупнейшим сервисным центром MAN в Восточной Европе: общая площадь центра превышает 8600 м², площадь застройки составляет 4900 м², а сервисная зона включает в себя 60 постов. На территории есть собственный отель, учебный центр. Загрузка центра сегодня, конечно, не настолько полная, как в 2014–2015 годах: сказываются общая ситуация на российском рынке и спад продаж в сегменте коммерческого транспорта. Хотя есть и положительные стороны: относительно прошлых лет у нас отмечается серьезный рост продаж б/у техники. Так, мы внесли большой вклад в общемировые показатели MAN Trade-in: в прошлом году российское подразделение бренда заняло первое место в направлении MAN TopUsed (международное подразделение MAN Truck & Bus SE по продажам подержанных автомобилей), которое сейчас активно развивается во всем мире. В «ИЛАРАВТО» в прошлом году было продано 120 единиц б/у автомобилей, в то время как новых грузовиков было реализовано 250 ед. С компанией TEXA мы сотрудничаем в основном по направлению поддержанной техники: это оказалось полезным и для нас, и для наших клиентов, которые могут получить исчерпывающую информацию о техническом состоянии тягачей. Когда к нам приходит очередной автомобиль, мы выполняем первичную диагностику по ошибкам и проводим внешний осмотр. Вся процедура длится 2 часа, однако если обнаруживаются какие-либо серьезные ошибки, то мы выполняем углубленный анализ неисправностей.