Карьерники: русский размер!

Сначала был бескапотник
История постройки карьерных тяжеловозов в Подмосковье началась пять лет назад. В 2013 году машзавод из деревни Губино выкатил трехосный внедорожный самосвал Тонар-45251 (6х4). Сам по себе этот факт стал сенсацией, а интерес к новинке усилила заявленная грузоподъемность в 40 т!
Машину создали с использованием проверенных импортных узлов. Правда, российского в нем тоже немало: рама, подвеска, кузов и дизельный двигатель. Появились и компании, изъявившие желание взять новую технику на эксплуатационные испытания. В результате выяснилось, что требуются определенные доработки. А в прошлом году завод удивил капотной версией той же модели и под тем же индексом. Компанию им составил трехосный седельный тягач для работы с полуприцепом собственной конструкции. Тема карьерников, что называется, пошла!
Тонар-45251 и его 45 тонн
Технологический самосвал Тонар-45251 (6х4) капотной компоновки имеет снаряженную массу 24,2 т и способен доставлять 45 т груза.
Под его капотом стоит 6-цилиндровый рядный дизель Cummins QSZ13. При рабочем объеме 13 л он обладает мощностью 210 л. с. при 2100 об/мин и развивает максимальный крутящий момент 2100 Н·м в диапазоне 1100–1600 об/мин. В силовой линии используется также 6-ступенчатый «автомат» Allison 4500 с ретардером.
Для данной модели завод изготовил два типа кузова: с задним откидным бортом и верхней навеской для перевозки сыпучих грузов объемом 38,5 м3 (с шапкой 2:1 – 45 м3) и без заднего борта для транспортировки скальной породы объемом 22,5 м3 (с шапкой 2:1 – 28 м3). На обоих используется российская сталь 09Г2С, но толщина разная. У «скальника» борта в поперечнике достигают 7 мм, днище – 12 мм, а у углевоза – 6 и 10 мм соответственно.
Что важно знать эксплуатантам? Задняя подвеска балансирная, на резиновых упругих элементах. Они, хотя и прочнее многолистовых стальных рессор, но тоже имеют допустимый предел: до 25 т на каждую ось. Конструкторы уверяют, что основные детали подвески обладают трехкратным запасом прочности, но злоупотреблять техническими возможностями все-таки не стоит. Для обслуживания хорошо то, что по сравнению с гидропневматической подвеской схема на упругих резиновых элементах конструктивно проще. Она практически не требует обслуживания и сохраняет работоспособность в диапазоне температуры воздуха от –60 до +50 °С.
В конструкции Тонар-45251 применяются отечественные и импортные комплектующие. Например, передняя балка Hande 13T, задние мосты Hande 25T, гидроцилиндры Penta. Автомобиль имеет межколесную и межосевую блокировку, карданный вал открытого типа с игольчатыми подшипниками, 560-литровый топливный бак. Бортовое напряжение сети составляет 24 В.
Самосвал оборудован централизованной автоматической системой смазки Lincoln Quicklub, обслуживающей 24 точки. За счет точного дозирования сокращается расход смазки, а заодно – затраты труда и времени на выполнение операций. Кроме того, герметичность штатного оборудования исключает риск попадания в узлы трения опасного абразива: песка, пыли, грязи, частичек породы. Тем самым исключаются убытки от простоя техники и уменьшаются затраты на ремонт. Специалисты отмечают и преимущество в виде увеличения долговечности рулевых тяг, серег рессор, опор подвесок, шкворней, пальцев и других узлов. Словом, продуманная конструкция!
Тонар-7501: есть 60 тонн!
В 2018 году всех ждала очередная сногсшибательная новость: ТОНАР увеличил грузоподъемность своей карьерной техники до 60 т! Главным аргументом стал Тонар-7501 (6х4).
Его снаряженная масса выросла до 27,5 т, а под капотом разместился 6-цилиндровый рядный дизель Cummins QSX15 рабочим объемом 15 л. Силовой потенциал вырос до мощности в 540 л. с. (+90 л. с.) при 2100 об/мин и максимального крутящего момента в 2344 Н·м (+244 Н·м) при 1400 об/мин.
По сравнению с предшественником его допустимая нагрузка на среднюю и заднюю оси Hande 35T выросла на 10 т и составляет 35 т! Передняя балка того же производителя также держит увеличенные до 17,5 т нагрузки. На всех осях применяются бескамерные пневматические шины размерностью 16.00R25. При этом передаточное отношение главной передачи осталось прежним: 14,298.
И двухместная кабина, и цельнометаллический кузов с задней разгрузкой – тоже собственного производства ТОНАР. Для предотвращения примерзания груза к днищу предусмотрена система подогрева выхлопными газами. Исполнений кузова тоже два: 48-кубовый (с «шапкой» 2:1 – 60 м3) для сыпучих грузов и 27-кубовый (с «шапкой» 2:1 – 37 м3) для скальной породы. Толщина бортов на углевозе достигает 6 мм (днище – 10 мм), на версии для скальной породы – 7 мм на бортах и 12 мм на днище. Из других изменений – 7-ступенчатая коробка-автомат Allison 4700 с ретардером и 700-литровый топливный бак.
Не нужно быть провидцем, чтобы понять: новинки 2018 года имеют высокий рыночный потенциал. Пока готовился к печати этот номер журнала, Тонар-7501 снаряжали на один из угольных разрезов Кемеровской области для проведения эксплуатационных испытаний. Заговорили о внедорожниках ТОНАРа и за рубежом. Вы поняли намек?!
Машиностроительный завод ТОНАР основан 30 ноября 1990 года. Начинал с изготовления легковых прицепов. Сегодня это крупнейшее в России предприятие, занимающееся выпуском прицепной и полуприцепной коммерческой техники, а также единственный в РФ производитель карьерных самосвалов и автопоездов повышенной грузоподъемности. Территория предприятия – 19,1 га. В штате работает более 700 человек. Продуктовая линейка насчитывает около 150 моделей только прицепного состава. География поставок: РФ, СНГ, дальнее зарубежье.