Ставка на ГЛОНАСС

В отличие от скандально известной системы «Платон», внедрение ГЛОНАСС на пассажирском транспорте и у перевозчиков опасных грузов бурно обсуждали только в кругах специалистов, которых закон коснулся напрямую.
Мы же решили уделить ему внимание по двум причинам. Развитие трекинга (спутниковый мониторинг транспорта) повлияло на рынок автосервиса. Более того: события, встряхнувшие отрасль мониторинга пять лет назад, вскоре могут повториться.
Без трекера – можно?!
До 2013 гг. рынок спутниковой навигации развивался весьма динамично. По данным ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», в 2009 году в РФ присутствовали устройства примерно 200 производителей. В отдельные годы рост продаж трекеров превышал 70 %. Перевозчики получали ощутимую отдачу, сокращая расходы на топливо на 15–30 % за счет ликвидации сливов. Они экономили на ремонте 10–15 % и увеличивали прибыль от более точного соблюдения графика движения. Аппаратура окупалась за полгода.
Одним из хрестоматийных проектов стало оснащение трекерами 5000 грузовиков «Татнефти». Непроизводственный пробег сократился на 26 %, ежемесячная экономия на один автомобиль достигла 4800 руб. Кстати, наряду с коммерческими компаниями навигационную аппаратуру в тот период производили только несколько крупных госпредприятий.
Первый раз Правительство РФ озвучило планы регулирования трекинг-рынка в 2006 году: вышло постановление № 637 о начале подготовки закона об обязательном оснащении пассажирского транспорта спутниковым мониторингом. В 2008 году к автобусам прибавились перевозки опасных и специальных грузов (постановление № 641). Транспортникам предписывалось оснастить машины трекерами до 1 января 2012 года.
«Мы одними из первых закупили GPS-/ГЛОНАСС-модули, – вспоминает Дмитрий Грузинов, директор компании „Автотехнологии“, производителя трекеров. – К 1 января 2012 года у нас на складах хранилось 1000 терминалов».
Крупные заводы подготовиться не успели, поэтому реализацию закона дважды переносили на полгода. В сентябре 2013-го из 900-тысячного парка России к мониторингу было подключено лишь 25 % маршрутных автобусов. Между тем, годовые мощности заводов позволяли производить только 700 тыс. устройств. Проблема была еще и в том, что в документах термин «аппаратура спутниковой навигации» не расшифровывался. Техрегламент в конце концов появился, но большинство производителей просто не успели под него подстроиться.
«Через полгода появились терминалы производителей, которые якобы соответствуют всем требованиям, – рассказывает Дмитрий Грузинов. – Большинство из них лукавили: в документации была сноска, что устройства отвечают нормам при установке громкой связи, герметизации и т. д.». Тем не менее, благодаря уловке не остановились пассажирские перевозки внутри страны. Что касается доставки опасных грузов, то проверять исполнение приказа было некому: история с ГЛОНАСС должна была пойти в Транснадзор, а он отношения к выдаче свидетельства не имеет – этим занимается ГИБДД.
Не была прописана и ответственность за нарушение закона. «КоАП РФ устанавливает ответственность за управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа (ст. 11.23 КоАП РФ), – объясняет Сергей Майданюк, старший юрист практики арбитражных споров в сфере международной перевозки грузов юридической компании Law&Wise. – При этом иных составов правонарушений, связанных с использованием тахографа или аппаратуры спутниковой навигации, не установлено. Если трактовать закон буквально, то без тахографа возить людей и грузы нельзя, а без спутникового трекера – можно».
В августе 2014 года Верховный Суд РФ постановил, что Минтранс не вправе определять порядок оснащения навигаторами транспортных средств категорий М (коммерческая перевозка пассажиров) и N (перевозка опасных грузов).
Вполпользы
«Пять лет обязательной установки ГЛОНАСС сыграли положительную роль в обеспечении безопасности, – считает Алексей Смятских, генеральный директор навигационного холдинга „СпейсТим“. – Ускорились темпы внедрения систем диспетчеризации и мониторинга транспорта. Регулярность пассажирских рейсов благодаря диспетчерскому управлению достигла 99 %. Стали активнее внедряться порталы, информационные табло, мобильные приложения. Все это повысило качество транспортного обслуживания населения».
Опрошенные нами специалисты перечисляли и побочные эффекты. В спешке многие транспортники взяли «сырые» системы и столкнулись с проблемой неготовности сервисных служб обрабатывать возросшие объемы.
«Наш терминал не выполнял несколько требований приказа № 285 по „железу“ и ПО, – вспоминает Дмитрий Грузинов, – поэтому клиенты закупили другие терминалы. Через два месяца они вернулись к нашим, более надежным и удобным».
Ряд мелких и иностранных провайдеров трекинговых услуг с тех пор избегают сегментов рынка, находящихся под особым контролем государства. «Мы отказались работать с госпроектами, – говорит директор компании „Автотехнологии“». – Операторы ГЛОСАВ и Meta System, к которым мы также обращались с запросом, сообщили, что не заключают контрактов с перевозчиками пассажиров и опасных грузов.
С 2013 года число исследований трекинговой отрасли сократилось на порядок, хотя связь с вмешательством государства в рынок неочевидна. Как бы то ни было, никто из опрошенных экспертов не взялся описать динамику продаж трекинговой аппаратуры в последние пять лет.
«Системы ГЛОНАСС необходимы на всех транспортных средствах, – считает Дмитрий Грузинов. – Наши клиенты постоянно видят свои автомобили и доверенный им груз, чувствуют себя спокойнее. Вспомним недавние события за Уралом, когда в метель и мороз ломались машины: если бы стояла система ЭРА-ГЛОНАСС, помощь пришла бы быстрее, спасли бы людей».
Что дальше?
Рынок спутникового трекинга оказывает влияние на автосервисную отрасль. С массовым внедрением скоринга (учет данных спутникового трекинга о качестве вождения при расчете зарплаты водителя) грузовики и автобусы стали реже попадать в ДТП. По оценке группы T-1, затраты многих компаний на кузовной ремонт упали вдвое. По этой причине к трекингу проявляют интерес страховщики. Уже в 2018 году в России появится услуга мгновенной оценки ущерба от ДТП – также на основе телематических решений, под лозунгом «В момент удара у вас будет чек».
Еще одна технология, напрямую связывающая автомастерские и трекинг-провайдеров, – дистанционная диагностика. Она позволяет перейти от ремонта к упреждающей замене износившихся узлов с целью снижения потерь клиента от неплановых простоев.
Недавно чиновники заговорили о госзакупках транспорта с пакетом пожизненного техобслуживания. Удаленная диагностика повысит шансы сервисных предприятий выиграть госконтракт либо станет барьером при доступе к бюджетным средствам. Только вам решать: бороться за этот рынок или нет.