Охрана... рублем!

Надо признать, российские «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте», введенные в 2003 году, в целом неплохи. Не зря Россия сейчас держится по производственному травматизму на общеевропейском уровне. Их главный недостаток – отсутствие экономических стимулов, поощряющих предприятие вводить дополнительные меры, не требуемые законом. Например, системы обеззараживания и фильтрации воздуха снижают риск простудных и аллергических заболеваний, но их установка никак не влияет на размер страхового взноса.
Наверное, многие специалисты по охране труда улыбнулись, когда узнали про новый план федеральных чиновников. Дело в том, что программа с точно таким названием уже объявлялась в 2008–2015 годах. В 2012 году «Известия» выпустили статью за подписью замминистра труда Александра Сафонова, в которой детально объяснялось, почему старая модель страну больше не устраивает и что изменится с введением новой.
Действовавшая на тот момент в России модель охраны труда, писал он, унаследована еще из Советского Союза. Ее главный недостаток – использование только административных рычагов повышения безопасности. Реформа должна была перевести страну на административно-экономическую модель. Планировалось ввести рекомендательную часть и систему экономических стимулов, чтобы предприятия выполняли рекомендации правительства – в первую очередь, с помощью гибкой сетки страховых взносов.
Чтобы понять механизм работы этой системы, вспомните, как устроено автострахование: размер взноса зависит от длительности безаварийного стажа и наличия систем безопасности в автомобиле. Те же страховщики следят за тем, чтобы автовладельцы вовремя проходили техосмотр.
Не успела газетная бумага пожелтеть, как верхушка министерства сменилась, а Александр Сафонов ушел в высшую школу. Максим Топилин и его команда реформу до конца не довели, и мы имеем частичные результаты.
В 2012 году появился закон, позволяющий снижать размер страхового взноса для предприятий до 40 % при условии отсутствия несчастных случаев на производстве в течение 3 лет. Из невыполненного упомянем обещание того, что «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте» 2003 года, по которым работают авторемонтные предприятия, заменит более современный норматив. Должен был, но не появился и институт профессиональных оценщиков, которые могли бы рассчитывать индивидуальные страховые ставки для предприятий, исходя из состояния системы охраны труда.
Ныне Минтруд опять собрался искать «экономические инструменты и модели, которые, с одной стороны, будут заставлять, а с другой стороны, стимулировать работодателя и работника двигаться к улучшению условий труда, обеспечивать безопасный труд и безопасное производство». В одном из выступлений Максим Топилин упомянул, что найти такие инструменты можно в Великобритании и Финляндии.
Будет ли при этом сокращаться административный контроль? Боимся огорчить читателей, но ответ отрицательный. В частности, появятся «поправки, которые обяжут работодателей выявлять риски на производстве и принимать меры по их минимизации». Будут и другие обременения, например обязательная закупка средств индивидуальной защиты.
Британия впереди планеты всей
Мы тоже присмотрелись к опыту Соединенного Королевства. Изучить есть что: достаточно взглянуть на диаграмму смертности и травматизма на рабочем месте по странам , чтобы очень захотеть поговорить с коллегами из Туманного Альбиона.
В Британии действует смешанная административно-экономическая модель охраны труда. Государство берет на себя контроль за теми рисками, которые создают сильно отложенные последствия (например, канцерогенами), и событиями маловероятными, но приводящими к особо тяжким последствиям. Например, западные консультанты, с которыми мы беседовали, рассказывают: в Британии в качестве отраслевого стандарта на складах введены физические барьеры между вилочными погрузчиками и пешеходами. На старых территориях погрузчики должны как минимум двигаться по выделенным полосам.
Экономическая модель охраны труда признает, что предприятия сами заинтересованы в борьбе с травматизмом и болезнями, чтобы сократить потери. Речь идет о менее серьезных, но более регулярных происшествиях: ушибах и растяжениях, респираторных и кожных заболеваниях, временных ухудшениях слуха и зрения. Дополнительным стимулом служит вышеупомянутая гибкая сетка страховых взносов.
Иначе говоря, королевские чиновники доверяют бизнесу самостоятельно выбирать, как именно заботиться о сотрудниках. Действует принцип «разумной применимости»: достигнутый эффект должен быть больше прилагаемых усилий. Чтобы каждый управленец мог осознанно выбрать эффективные действия, а неэффективные отбросить, государство выпускает своды рекомендаций (Guidance) и отраслевые кодексы надлежащей практики (ACOP, Approved Code оf Practice), основываясь на исследованиях, проведенных страховыми компаниями. Страховщики, со своей стороны, заинтересованы в снижении объемов страховых выплат. Они анализируют статистику происшествий и заботятся, чтобы эти документы постоянно обновлялись в соответствии с прогрессом отрасли.
На практике британские сервисмены управляют охраной труда с помощью «пятишагового процесса управления рисками» (Five steps to risk assessment). Мы приводим краткое описание этой методики: ознакомиться с ней детально, включая примеры ее применения на британских СТО, можно на сайте Управления по охране труда Великобритании (Health and Safety Executive) www.hse.gov.uk.
Оценка рисков: пять шагов
Шаг 1: список источников риска. Процесс начинается со списка потенциальных источников потерь с определением их вероятности и величины. Его составляет менеджер предприятия.
Оказывается, что для этого не нужен огромный массив статистики – достаточно задействовать широкий спектр легкодоступных источников информации. Менеджер сначала лично обходит предприятие и свежим взглядом оценивает рабочую среду, потом поручает представителям персонала составить альтернативный список и сравнивает со своим. Он же по архивам отдела кадров изучает историю случаев нетрудоспособности, пересматривает руководства к оборудованию и материалам. Специалист знакомится с отраслевой статистикой, благо российские менеджеры могут как минимум использовать открытые данные по западным странам. В конце добавляет список накопительных воздействий на здоровье – пыли, холода, шума, вредных веществ и т. д.
Шаг 2: группы риска. Определяются группы людей, которые могут пострадать, например клиенты, прохожие, новички, работники того или иного участка.
Шаг 3: меры защиты. Имея эти данные, менеджер выбирает эффективные меры защиты.
Шаг 4: исполнение и мониторинг. Поскольку список рисков, как правило, оказывается длинным, составляется долгосрочный план по их устранению. Начинают с простых, недорогих или временных мер; за ними следуют действия, требующие денежных затрат и устраняющие самые вероятные риски. В конце устраняются накопительные и маловероятные риски с тяжелыми последствиями. Примером последнего могут служить защитные клетки, в которые британские шиномонтажники помещают грузовые шины для накачивания.
Шаг 5: пересмотр плана. Хорошая практика диктует потребность пересматривать план ежегодно, учитывая изменения в составе оборудования и бизнес-процессах.
Британские методисты рекомендуют активно вовлекать персонал на всех этапах процесса. Это помогает не только оптимизировать стратегию, но и избежать саботажа со стороны работников, что важно, если действие требует денежных вложений.
Заключение
Минтруд оценивает, что потери из-за неудовлетворительных условий труда на транспорте и связи составляют 7,8 тыс. руб. на одного работающего в год, а в целом временная нетрудоспособность стоит экономике России 1,9 % ВВП. Российским менеджерам необязательно ждать, пока государство признает пользу экономического подхода, проведет реформу и составит отечественные рекомендательные документы. Можно уже сейчас внедрить этот процесс и получить экономическую отдачу.
КУДА СМОТРЕТЬ МАСТЕРУ СМЕНЫ?
Отдельная статистика по травматизму в российской автосервисной отрасли, по-видимому, не ведется. Мы изучили данные по Великобритании и США, где авторемонтная отрасль считается значительно более безопасной, чем строительство, и несколько безопаснее, чем логистика. В Британии, например, за последние пять лет зафиксировано 33 смертных случая среди автомехаников и около 7000 травм.
Наибольший ущерб сервисным станциям приносят банальные ушибы и растяжения. Например, в грузовой шиномонтажной отрасли половина всех инцидентов связана с неправильным обращением с крупногабаритными колесами.
Наибольшее число тяжелых происшествий в сервисной отрасли приходится на падение автомобилей с подъемников или их смещение. На втором месте – неправильное обращение с горючими жидкостями.
В шиномонтажных операциях изредка происходят взрывы при накачивании шин и из-за неправильно собранных колес.
В кузовном ремонте главная опасность – астма и кожные болезни. Например, изоцианат, компонент многих ЛКМ, входит в десятку материалов, чаще всего вызывающих сильный дерматит, и это нужно учитывать. Содержать его могут даже краски на водной основе.
На сайте британского Управления по охране труда перечислены и более экзотические и редкие источники риска. Относительно недавно обнаружено, например, что продукты горения фторэластомеров, выделяющиеся при прогорании прокладок двигателя, способны вызывать у сервисменов приступы паники.
Картина с годами меняется. Тяжелых случаев, связанных с подъемниками и пневматическим оборудованием, у британских сервисменов все меньше. Но теперь они ждут, что популяризация гибридных трансмиссий принесет увеличение числа случаев поражения электрическим током, и заранее готовятся к этому.