3/2018
Свежий номер
журнала № 3/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

27 сентября 2018 года

Техническая конференция

9 - 12 октября 2018 года

В рамках Недели пройдет ряд отраслевых конференций

23 - 25 октября 2018 года

Международный автобусный салон

Все события

Главная/Рубрики/Зона ремонта/Восстановленные запчасти

Восстановленные запчасти

Восстановленные запчасти
13 Апреля 2018
Российские перевозчики, причем не только те, кто эксплуатирует видавший виды подвижной состав, все чаще обращают внимание на восстановленные запчасти. В этом есть рациональное зерно: по своим свойствам они не уступают новым, а по цене на треть, а иногда и наполовину дешевле. В результате импортеры вымывают с рынка контрафакт, дилеры получают новые заказы, транспортники экономят на покупке оригинала. Сегодняшний рассказ об услуге Volvo Exchange Program от Volvo Trucks Россия, которая осуществляется в том числе через склад оригинальных запасных частей Core Hub в г. Зеленограде Московской области.

Не путать с ремонтом!

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Идея восстановления старых автомобильных деталей родилась в годы Второй мировой войны. Потребность возникла из-за дефицита новых запчастей. То, что не могли «оживить» своими силами, отправляли в рембаты, а уж там решали, что в переплавку, а что на восстановление. И в настоящее время тема актуальна, только на другом уровне.

Процесс обновления на 60 % менее металлоемкий, чем производство новых запчастей. При этом могут быть восстановлены и заново введены в эксплуатацию около 85 % фирменных деталей. На обмен с доплатой не принимают детали после ДТП, пожара, сильной коррозии и некомплектные. А вот естественный износ не служит ограничением для замены.

По общепринятой практике завод-изготовитель поставляет запасные части к грузовым автомобилям даже спустя 15 лет после завершения их производства. При этом чем шире сеть СТО бренда, тем шире возможности по поиску оригинала. Например, более 1100 станций Volvo Trucks по всему миру и свыше 70 на территории России имеют в наличии более 130 тыс. наименований запасных частей. Это гарантия того, что простой неисправного грузовика будет минимальным.

Как и что принимают

У Volvo Trucks есть собственная программа восстановления запчастей, действующая в России с 2015 года: Volvo Exchange Program. Ассортимент включает коробки передач, комплекты сцепления, турбокомпрессоры, генераторы, стартеры, турбины. В этом перечне радиаторы системы промежуточного охлаждения воздуха, элементы рулевого управления, детали подвески, вторичные валы, осушители воздуха. На обмен идут ГБЦ и блок цилиндров в сборе с коленчатым валом, насос охлаждающей жидкости, вентилятор охлаждения двигателя с вискомуфтой, энергоаккумулятор тормозной системы, насос-форсунки, ТНВД и многие другие позиции.

Все восстановленные детали обладают заводскими характеристиками и обеспечены гарантией 12 месяцев. Хороши такие запчасти тем, что идеально садятся на место. Взять, к примеру, ветровое стекло. Такой «расходник» со стороны может иметь неидеальную геометрию изгиба, что вызовет утечку воздуха из кабины и откроет доступ влаге. «Чужой» ветровик способен вызвать повреждение важных компонентов, что выльется в дополнительные расходы. Сторонний тормозной барабан порой не имеет идеального центрирования. Он не обеспечивает свойств прочного энергопоглощающего материала, уменьшающего вибрации и минимизирующего скрип тормозов.

...На длинных стеллажах склада оригинальных запчастей Volvo Trucks стройными рядами установлены коробки и ящики с деталями, включенными в программу восстановления. На торце каждой из них есть шпаргалки с важными подсказками. Дело в том, что часть из принятых дилерами запчастей для восстановления идет в утиль, если специалист Core Hub установит их непригодность для вторичного запуска в обращение.

Например, по нажимному диску указано: он должен быть очищен, укомплектован и собран по специ­фикации восстановленного узла, включая промежуточную плиту для двухдискового сцепления. Обязательное требование: на диске или корпусе не должно быть трещин и не допускаются внешние повреждения, зато выжимной подшипник можно не снимать.

По радиаторам системы охлаждения двигателя и интеркулеру список условий приема следующий: нет механических повреждений рамы (она не погнута и не разбита). Допускается, что соты отсутствуют или частично замяты, а трубки негерметичны и имеют повреждения. Патрубки должны сохранить первоначальную заводскую форму. Изделие возвращается в оригинальной упаковке.

Тормозные камеры и энергоаккумуляторы должны быть укомплектованы и собраны так же, как восстановленный аналог. Защитные заглушки должны быть переставлены с восстановленного узла. К возврату не принимают детали, если они имеют сильную коррозию, вмятины, повреждения корпуса и нарушенную центровку штока.

Рулевой механизм относится к элементам безопасности автомобиля, а потому к нему повышенное внимание приемщиков. У перевозчика есть все шансы сдать его на реставрацию при отсутствии трещин на корпусе и повреждений резьбы. Изделие необходимо очистить, а масло – слить. Требуется полная комплектность и механизм в сборе, с гайкой на валу сошки.

Отдельная тема – бортовая электроника и, в частности, блоки управления: иммобилайзером, ABS, BBM, VECU и пр. Им зеленый свет в приемку для восстановления, если на них нет следов механических повреждений, а блоки комплектны и собраны так же, как восстановленные узлы. Клеммы электрических соединений должны присутствовать и не быть погнутыми, а защитные заглушки – переставлены с передаваемых восстановленных изделий.

Аналогичные требования предъявляются к компрессору кондиционера. Шкив должен быть не заблокирован и свободно вращаться на 360 градусов в любом направлении. По стартеру: при отсутствии следов перегрева вал должен свободно проворачиваться от руки. Обязательно наличие тягового реле и идентификационных табличек с номером детали.

Разумная экономия

В первые годы эксплуатации грузовика технические проблемы покрывает заводская гарантия. При ДТП материальные издержки компенсирует страховка. Со временем растут расходы на ремонт, особенно когда автомобиль достигает возраста 4–5 лет. На данном этапе восстановленные запчасти и становятся привлекательными. Их покупка служит уникальным способом сэкономить на обслуживании транспорта, обеспечить долговечность и безотказность техники. Например, в рамках Volvo Exchange Program выгода может составлять до 30 %, а по программе EcoLine от MAN – до 50 %.

Снятые с грузовиков и отбракованные детали направляют адресно. Например, компоненты топливной системы, бортового штатного и дополнительного электрооборудования поступают на предприятия Bosch. Турбокомпрессоры и другие детали впускной и выпускной систем шлют на заводы компании Holset. Сцепление в сборе, тормозные колодки и диски отправляют на фабрики Valeo.

У каждого крупного импортера есть свои склады, через которые принимают и отпускают оригинальные запчасти. Например, у Volvo Trucks действуют три точки локации: Швеция, Франция, Бельгия. В России работают склады запчастей в городе Пушкино Московской области и поселке Чёрная Грязь.

Борьба с заблуждениями

Тема использования восстановленных грузовых запчастей обросла слухами, и здесь самое время расставить точки над «i».

Во-первых, ограничений по количеству и году выпуска сдаваемых в обмен старых деталей нет, главное – чтобы они находились в производстве и были кондиционными. Во-вторых, принцип «деталь на деталь» никто не отменял. Нельзя сдать несколько старых запчастей и взамен взять одну новую.

Ошибочно мнение, будто ждать нужную деталь приходится месяцами. Как правило, у импортера на центральном или региональном складе самые ходовые позиции есть в наличии. У Volvo Trucks в ассортименте свыше 8000 восстановленных деталей! Их поставляют клиенту с полноценной гарантией: 12 месяцев без ограничения пробега.

Проверка на наличие дефектов на самом современном оборудовании гарантирует, что на восстановление не попадают некондиционные детали. Например, наличие микротрещин на 100 % гарантирует, что изношенные запчасти будут утилизированы. Пригодные детали после восстановления и тщательной инструментальной проверки с использованием высокоточных контрольно-измерительных приборов будут полностью совместимы с другими деталями и системами коммерческого автомобиля.

Кстати, не следует путать воспроизведенные промышленным способом запчасти Exchange (или Reman) с отремонтированными в мастерских и на локальных производствах – последние принято называть Rebuilt или Repaired. И не стоит смешивать их с понятием Used Parts – бывшими в употреблении запчастями, как правило, демонтированными на грузовых разборках или снятых с аварийных автомобилей. Ключевое отличие восстановленного оригинала  – сохранение высокого качества и характеристик, аналогичных параметрам нового изделия. Подрядчик не просто продлевает срок службы детали за счет текущего ремонта, а полностью восстанавливает ее ресурс.

По данным российского представительства, Volvo Trucks, за год до введения Volvo Exchange Program сервисным станциям на территории РФ было поставлено 1552 восстановленные запчасти 168 заводских наименований. На первом месте по уровню спроса шли комплекты сцепления (417 шт.), на втором – насосы системы охлаждения (210 шт.), замыкали тройку лидеров спроса насос-форсунки (204 шт.). Сейчас цифры совсем уже другие: они выросли в несколько раз.

Цепочка поставки

Старые детали передают на отправку за рубеж, в случае с Volvo Trucks – в бельгийский город Гент. Там специалисты осуществляют входной контроль: осматривают и производят дефектовку. По статистике, критериям качества соответствует примерно 98 % возвращаемых деталей. После этого пригодные запчасти демонтируют и готовят к дальнейшей обработке. Затем следуют очистка, восстановление и сборка; далее идут испытания, окраска и возврат дилерскому предприятию.

Технология восстановления отработана до мелочей даже для крупных узлов. Например, двигатель помещают в печь, где при высокой температуре выжигают грязь и мусор. Для полной очистки могут применяться химические реагенты. Блоки цилиндров и компоненты поршневой группы подвергают дополнительной термической обработке. Восстановление проходит в тех же цехах, где выпускают точно такие же новые узлы и агрегаты. На них применяют те же самые моменты затяжки и соблюдают прочие технологические требования.

Почему важно отдавать предпочтение восстановленному оригиналу, а не сомнительным аналогам неизвестных производителей? Потому что все фирменные компоненты оптимизированы для совместной работы. Взять, например, топливные форсунки, воздушные фильтры, топливные насосы и турбонагнетатели. Стоит заменить в этой цепочке одно из звеньев на неоригинал, и о топливной экономичности можно забыть. Самое время вспомнить, сколько раз платит скупой.

Максим Неповинный, технический эксперт: "Клиенту не нужно ехать на склад, достаточно обратиться к ближайшему дилеру. Разница между новой и восстановленной деталью будет в каталожном номере и в цене".

Восстановленные детали складируют на полках и стеллажах
Все палеты пронумерованы и снабжены пояснительными записками
Детали, ждущие очереди на приемку
Эти комплекты дисков сцепления уже приняты в работу
Наличие заводских штампов приветствуется
Фирменная маркировка обязательно должна быть сохранена!
Кто скажет, что это не новый генератор?! На самом деле он – восстановленный!
На восстановление принимают детали даже в таком невзрачном виде
Эту запчасть не приняли: не отвечает критериям
Новую и восстановленную турбину различит только специалист
Рельефную надпись Volvo Holset подделать трудно
Маркировка подсказывает: эта турбина восстановлена в Англии
Восстановленная форсунка Delphi еще послужит!
После реанимирования топливные форсунки как новые
Максим Неповинный, технический эксперт
Александр КАЛУГИН, фото автора