7/2019
Свежий номер
журнала № 7/2019
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Зона ремонта/Уходим…в автономку

Уходим…в автономку

Уходим…в автономку
4 Февраля 2019
Проблемы с центральными сетями есть у многих предпринимателей. Это и высокие цены, и сложность подключения, и перебои в снабжении, и административные барьеры. Почему бы не использовать возобновляемые источники энергии (ВИЭ)? Мы оценили прогресс в их развитии, познакомились с методиками оценки рентабельности ВИЭ и стратегией их внедрения в условиях автосервисного центра.

На Ассамблее ООН 1978 года был составлен перечень нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В него вошли торф, энергия биомассы, энергия ветра, энергия солнца, энергия водных потоков на суше (мини-ГЭС и микроГЭС), средне- и высокопотенциальная геотермальная энергия (гидротермальные и парогидротермальные источники); энергия морей и океанов; низкопотенциальная тепловая энергия.

«За наш счет построена электрическая подстанция два года назад, но мы не можем подключить и ввести дополнительные мощности на производстве»,  – писала в феврале в открытом письме к российскому президенту Ольга Селезнёва, московский предприниматель, руководитель техцентра «ВОЛИН» (полную версию послания вы можете прочитать на сайте журнала «Кузов» – прим. ред.).

Проблемы с центральными сетями есть у многих. Самые разные: высокие энерготарифы и их повышение без объявления войны, дороговизна подключения, перебои в поставках, административные барьеры. Автомобильный сервис относится к числу наиболее потерпевших видов бизнеса, потому что зачастую СТО строят на отшибе. И начинается: «Оплатите постройку подстанции», «Оплатите прокладку кабеля (или трубы)» – и другие обременения в том же духе.

Давайте свежим взглядом посмотрим на автосервисную станцию. Предприятие не с самым высоким энергопотреблением, расположенное в одно- или полутораэтажном здании простой формы, вдали от других построек – да оно просто создано для альтернативной энергетики! Почему же бизнес не переходит на ВИЭ? Дороговизна технологий и отсутствие нормативной базы – вот две причины, которые называют чаще прочих. К счастью, время не стоит на месте, и движение «в позитив» заметно в обоих направлениях.

Автомобильный сервис – не единственная отрасль, для которой центральные сети не всегда удобны. Такие же или большие трудности у операторов АЗС, аграрной и рекреационной отраслей. Замечено, что именно в них чаще применяется альтернативная энергетика. На юге России есть степные фермерские хозяйства, полностью обеспечивающие себя электричеством, полученным от ветра и солнца. Работают солнечные батареи и на нескольких объектах олимпийского комплекса в Сочи. «Лукойл» и «Татнефть» в 2009–2013 годах проводили имиджевые проекты с питанием АЗС солнечной энергией.

Энергетика должна быть экономной

В 2013 г. АЗС № 71 «Татнефть» на въезде в Казань украсили солнечными батареями. Нефтяная компания признает, что это был чисто имиджевый проект, поэтому его не тиражировали на другие заправочные станции. Но разве так случилось бы, если бы солнечные батареи были по-настоящему рентабельны?

Преимущества зеленой энергетики зачастую проявляются только при комплексных расчетах. Каждая система рассматривается в привязке ко всем остальным. Например, «умное» освещение стоит дороже обычного, но сокращение потребляемой мощности тянет за собой уменьшение площади солнечных панелей и емкости накопителя электроэнергии. Фактически это их удешевление. То же самое касается баланса систем генерации и сбережения тепла. Практика показала: комплексные решения типа ВИЭ + накопитель энергии + современные технологии более эффективны, чем сами по себе источники альтернативной энергии.

Вообще специалисты по экостроительству рекомендуют при внедрении использовать принцип «сначала энергосбережение, потом зеленая энергетика». Каждый рубль, вложенный в экономию энергии, окупается большей экономией на генерации. Мы упомянули выше эксперименты с солнечными панелями на АЗС. Между тем заправочные станции уже активно осваивают тепловые насосы – весьма экономичный источник тепла.

Сравнивая рентабельность ВИЭ и традиционных сетей, обязательно надо учитывать стоимость подключения к центральному электро-, водо- и теплоснабжению. Выгода складывается из тарифа на подключение условной единицы – 1 кВт или 1 ГДж – и стоимости инфраструктуры, которую вам придется построить. Тарифы на подключение к сетям выше в энергодефицитных регионах, в число которых входят обе столицы, и здесь привлекательность ВИЭ повышается.

В уравнение нужно включить и ежегодный рост энерготарифов, и упущенную выгоду от простоев, рассчитанную по среднестатистическому числу дней, когда электроэнергия подается с перебоями. Скорее всего, именно поэтому солнечный проект «Татнефть» так и остался имиджевым. Батареи монтировали на АЗС типовой конструкции, рассчитанной на использование традиционных источников энергии, поэтому эффект был слабым.

До сих пор мы в большей степени говорили о недостатках традиционных сетей, чем о самих ВИЭ. Теперь перейдем к достоинствам и недостаткам четырех наиболее распространенных видов альтернативной энергии.

Малая гидроэнергетика

Второе название этого источника зеленой энергии – бесплотинные ГЭС – отражает его принцип действия. Гидроэнергетика выделяется наилучшей рентабельностью и стабильностью отдачи мощности. Стоимость внедрения малых ГЭС составляет 15–60 тыс. руб./кВт, а цена «гидрокиловатт-часа», как правило, укладывается в 0,45–1 руб.

Ставятся такие станции на малых реках с быстрым течением. Найти подобный водоем поблизости больше шансов у сервисменов северо-западных регионов России, Южного Урала и Сибири, Прибайкалья, Дальнего Востока, Кавказа и Кубани. Упоминаются, впрочем, также проекты в Ульяновской области и других регионах. Разумеется, в северных регионах надо предусмотреть дополнительный источник питания на холодный сезон. В зависимости от совокупности условий срок окупаемости проектов малой гидроэнергетики колеблется от 2 до 12 лет.

Биогазовые когенерационные мини-ТЭС

Этот источник энергии обеспечивает стабильную подачу энергии, но требует высокой компетенции обслуживающего персонала и определенных организационных талантов менеджера: нужно наладить поставки сырья и сбыт компоста, остающегося после синтеза биогаза. Хорошая новость в том, что сырье часто можно получить бесплатно, а компост продать за живые деньги как удобрение.

В зависимости от сырья стоимость биогазовых систем тепло- и электрогенерации варьируется от 80 тыс. руб./кВт за отходы мясокомбинатов и сахарных заводов до 250–300 тыс. руб./кВт за навоз и опилки. Благодаря стабильности генерации биогазовой системе не нужны большие накопители электроэнергии, поэтому срок окупаемости для них укладывается во вполне приличный отрезок времени: от двух до пяти лет.

Солнечные панели

Помните, с какой скоростью в 90-е годы прогрессировали компьютеры?! Казалось, процессор еще не успевал запылиться, а магазины уже предлагали более мощный вариант.

Солнечные батареи сейчас переживают аналогичный период стремительного развития. Их производительность растет, а стоимость падает с той же скоростью, с какой сбытовые компании повышают свои тарифы. Полностью автономная система на основе солнечной батареи со вспомогательным газовым или дизельным генератором сейчас стоит 100–200 тыс. руб./кВт, а срок ее окупаемости составляет от трех лет. Если же вы не стремитесь к автономии, а лишь хотите сэкономить на электричестве, то цена внедрения падает в границы до 25–50 тыс. руб./кВт.

В теории солнечные панели больше подходят тем, кто живет и работает южнее 50-й параллели: это линия Воронеж – Саратов – Оренбург. На практике данный тезис разбивают скандинавские страны, одни из лидеров развития солнечной энергетики. Известны, в частности, такие данные: в Дании 1 квадратный метр солнечных батарей производит в год 70 кВт·ч.

Ветрогенераторы

Цены на систему из ветроэлектрического агрегата, аккумулятора и инвертора не заоблачные – от 100 тыс. руб./кВт, но из-за нестабильности и слабости ветров срок окупаемости может уходить в бесконечность. Специалисты говорят, что «ветряк» окупается в разумные сроки, если средняя скорость ветра в месте расположения агрегата превышает 5 м/с. Этому условию соответствуют не самые автомобильные районы России: морские побережья, Оренбургская область и Южный федеральный округ.

Возможны исключения. В журнале «Вестник Казанского государственного аграрного университета» (выпуск 1/2014 г.) приводились данные инженерно-экономического расчета применимости ветрогенераторов для цепи АЗС «Татнефть» на трассе Москва – Казань. По мнению авторов исследования, как минимум три станции находились в достаточно продуваемых местах, пригодных для монтажа ветрогенератора.

Законная независимость

Бизнес-центр Premium West в Московской области оборудован ВИЭ и полностью автономен, хотя коммуникации к нему тоже подведены. Пустые трубы – «подарок» приемной комиссии, отказавшейся допустить объект к эксплуатации без подключения к городским сетям.

Специалисты по экологическому строительству любят рассказывать подобные анекдоты, но отмечают, что ситуация меняется к лучшему. Особенно значимым был прогресс, связанный с олимпийской и футбольной стройками, когда был разработан ГОСТ Р 54954-2012, регламентирующий экологические требования к вновь строящимся объектам.

Есть и другие нормативные акты, позволяющие провести в жизнь модернизацию или строительство с применением ВИЭ: №184-ФЗ «О техническом регулировании», №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», распоряжение Правительства № 1715-р «Энергетическая стратегии России на период до 2030 года». Существуют региональные акты, первым из которых стал принятый в Краснодаре закон «Об использовании ВИЭ».

На практике бывают случаи, когда чиновники не хотят или, скорее, не умеют применять новые нормативы. Но кто сказал, что эта проблема – специфическая для ВИЭ? 

СПРАВКА STB. Имиджевые преимущества тоже можно оценить. По результатам потребительского опроса, проведенного НП «Экологический союз» в 2014 году, покупать экопродукцию на 10 % дороже обычной цены готовы 82 % россиян, на 20 % дороже – 36 %, на 30 % – 18 %, а независимо от цены – 12 %. Увидев ветряк или солнечные панели, часть клиентов закрывают глаза на то, что сервисные услуги у вас стоят несколько дороже, чем в соседней СТО. Даже в России.


АЗС «Лукойл» в Красной Поляне и «Татнефть» в Казани – одни из первых оснащены солнечными батареями
Железнодорожный вокзал в Адлере подпитывается солнечной энергией
Василий НАЗАРОВ, фото из архива автора