2/2018
Свежий номер
журнала № 2/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

28 - 31 августа 2018 года

Международная выставка автомобильной индустрии

21 - 26 августа 2018 года

Международный фестиваль грузового транспорта

27 - 30 августа 2018 года

22-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля

Все события

Главная/Рубрики/Зона ремонта/Организация грузового сервиса

Организация грузового сервиса

Организация грузового сервиса
18 Апреля 2018

Открыть грузовую СТО – дело далеко не тривиальное. Логистический гигант, равно как и владелец единственного грузовика, по своим запросам в корне отличается от рядового автолюбителя, поэтому обычные методы привлечения на него не подействуют. Необходима четкая структура предприятия, о которой мы сегодня и поговорим.

Грузовой сервис является монструозным строением, которое еще на этапе строительства должно быть обеспечено определенной массой реальных клиентов. Потенциал складывается из нескольких составляющих: продажи автомобилей, обслуживания гарантийного парка и удержания клиентов после двух лет эксплуатации ТС.

В первую очередь важно наладить продажи новой техники, поскольку без дилерских прав станция автоматически отсекает огромный поток клиентов.

Предпочтение нужно остановить на мультибрендовом подходе. Сам сервис должен быть настолько разноплановым, чтобы позволил сохранить клиента за горизонтом гарантийного срока автомобиля. По истечении двух первых лет клиенты в 80 % могут заключать пятилетний сервисный контракт. Получается, что из семи лет эксплуатации автомобиль все время остается на первом сервисе. Потом клиент здесь же сдает его в trade-in, и цикл повторяется.

Проектирование и строительство

«Большая часть коммерческого транспорта проходит так называемое кузовостроение. Поэтому мультифункциональный комплекс должен стараться охватить максимальный спектр работ как по любым длинномерам и полуприцепам, так и по цистернам, изотермическим фургонам и даже рефрижераторам. Очень важный фактор – связка кузовного и слесарного ремонта между собой и отделом запчастей», – считает Элина Тедеева, аналитик технического центра «Совинтеравтосервис».

Работа еще на этапе проектирования должна вестись в равной степени собственником СТО, наемной строительной организацией и поставщиком оборудования. Поскольку на подготовку плана строительства потребуется не менее полугода, достаточно еще на стадии возникновения идеи спланировать размещение всех мощностей на территории. На рынке присутствуют компании, оказывающие дополнительные услуги по проектированию, аудиту и помощи при возведении объекта: «Эквинет», «Европроект Групп», «ТрансТехСервис», «Гэллакс» и т. п.

В случае с трак-центром все оборудование крайне дорогостоящее и доставляется исключительно на заказ. Нужно быть готовыми к тому, что все приобретается пакетно, и лучше весь список необходимого сразу утрясти с представительствами автомобильных марок, которые планируется ремонтировать. Омологация не носит обязательного характера, однако служит жестом вежливости к партнерам.

Всю территорию предприятия логично делить на функциональные блоки. Статистика поломок имеет свою сезонность, и, закрепляя отдельный цех, допустим, за электриками, вы обрекаете их на снижение объемов в летние месяцы. Всего же на новом производстве будут трудиться не более 50 человек, в число которых войдут специалисты сервиса, менеджеры по продажам и офисные работники.

Малярно-кузовной цех

Элина отмечает, что найти партнеров на кузовные работы даже в Центральном регионе – не проблема. Однако логистическое плечо заставляет затрачивать на доставку техники массу времени и сил. Для этих нужд необходим приличный эвакуатор на шасси 8x4. Такая машина стоит в районе 200 000 евро или 15 млн рублей, и в течение пяти лет не окупается. Если его и приобретать, то лишь для статуса. Поэтому строительство МКЦ – необходимость.

Для этих целей закладывается не менее 700 м², где в работе должны размещаться восемь автомобилей без прицепов или четыре автопоезда. Всего же здание следует агрегировать 10 воротами для сквозного проезда, на двое из которых придется ОСК.

Выбор оборудования для МКЦ – занятие крайне ответственное и дорогое. Инвестиции огромны и закладываются на много лет вперед, поэтому брать даже зарекомендованный «Китай» не стоит, придется выбирать исключительно из премиальных брендов. Один только аппарат индукционного нагрева, без которого невозможно выправлять рамы, стоит более миллиона рублей. В свою очередь сварочные полуавтоматы, заклепочники, инверторы можно брать у зарекомендовавших себя производителей вроде финского Kemppi или французского GYS.

Стапель должен быть башенным. Обычно в пол монтируют около 20 т стали, которые заливают бетоном. Рекомендуем для этих нужд шведский бренд JOSAM. Классическая система выпрямления рамы, то есть пресс-форма, построена на анкерных креплениях на основе ячеек.

Традиционная проблема грузовых автосервисов – быстрая окраска. Разборка и сборка кузовов занимает массу времени, и требует от клиента затрат. Большие камеры даже в Москве в дефиците, поэтому на ОСК лучше не скупиться. Немногие бренды производят объекты для окраски крупногабаритных автомобилей. На слуху итальянские SAIMA серии Grandi Mezzi, позволяющие окрашивать до трех кабин одновременно. Разделение перегородкой типа Roll Up ставней на две равные изолированные части позволит запускать в работу сразу два среднетоннажных грузовика, а при необходимости – автопоезд или автобус.

В вопросах цветоподбора все также должно быть в руках ведущих производителей лакокрасочных материалов, поскольку речь идет не столько о качестве самих продуктов, сколько о системе поддержки и обучения. Профессиональных маляров на рынке грузового транспорта – дефицит. Готовить кадры придется самим, и с помощью поставщиков ЛКМ. Кроме того, большая часть работ будет производиться на отдельных кузовных элементах, поэтому малярам следует знать основы колористики. На такой МКЦ нужно закладывать как минимум четырех специалистов, работающих в две смены с 09:00 до 23:00.

А вот на лаборатории колориста и системе цветоподбора можно сэкономить. Краски линеек Basf Glasurit или AkzoNobel Sikkens MM доставляют уже в готовом виде. Серии краскопультов также нужно диверсифицировать и приобрести как минимум две марки из ведущих брендов: Sata, Anest Iwata или DeVilbiss. Такой МКЦ будет нуждаться в четырех компрессорах производительностью не менее 0,65 м3/мин каждый.

Слесарный участок

«В этом случае потребуется около 2000 м² рабочего пространства. Сюда впишутся 20 ремонтных постов, по большей части агрегированных ямами с домкратами (эти домкраты позволяют поднять практический любой автомобиль – от маленького ФИАТа до огромного самосвала Ивеко Траккер.), а также несколько сквозных зон для ремонта автопоездов. Потребуется масса тяжелых подъемников. Продукцию можно посмотреть у известных брендов: Hunter, OMA, Ravaglioli, Werther, Atis, Launch. К ним пригодятся мостовые краны грузоподъемностью до 3,5 т, для быстрого перемещения по цеху двигателей, коробок и кабин»,  – считает Павел Домашевич, руководитель кузовного цеха технического центра «Совинтеравтосервис».

Слесаря и мотористы сами подскажут, какой бренд ручного и пневматического инструмента наиболее ценится коллективом. Однако лучше не скупиться и приобрести все те же Rodcraft или Gedore. А вот с выбором производственной мебели однозначно ударяться в зарубежные продукты не стоит. Благодаря высокому качеству продукции, широкому ассортименту и адекватной стоимости российские производители «Верстакофф» и Ferrum контролируют практически весь российский рынок.

Должен быть и шиномонтаж. Стоит сосредоточить внимание на запуске допуслуги по нарезке протектора. Рассчитывать на клиентуру из больших парков в этом случае не придется, они просто не мыслят такими категориями. А вот компании среднего сегмента, мелкий бизнес и частники с позитивом воспримут возможность продлить жизнь протектора на 15-20 %. Нарезка протектора на колесе диаметром 22,5” стоит около 2000 руб. С учетом общей загрузки СТО пост может работать безостановочно.

Если центр располагает дилерскими правами, то с диагностикой проблем не возникнет. Представительства сами обеспечат автодиагностов новыми знаниями и выдадут СТО либо сканеры, либо программное обеспечение для рекомендованных промышленных лэптопов.

На Апеннинском полуострове также производят оборудование для обслуживания климатических систем, по своим характеристикам не уступающее премиальным установкам Bosch. Если внедрять эту сезонную услугу, стоит учитывать, что расход хладагента в коммерческом транспорте существенно выше, чем в легковом сегменте. На одну грузовую машину приходится около 950 г смеси газов. Это значит, что одного баллона на 13 кг хватит всего на 10–11 автомобилей. В соответствии с этим придется планировать собственные складские запасы.

Агрегатный цех

Вот для чего пригодятся дилерские «погоны», так это для агрегатного цеха. Именно здесь хранятся специнструмент, съемники и фирменные приспособления для работы с коробками и моторами. Агрегатный цех, безусловно, необходим, однако его развитие не должно переходить разумные пределы.

Так, следует сразу отказаться от ремонта тех же турбокомпрессоров. Для выполнения данного вида работ нужно дорогостоящее балансировочное оборудование. То же самое касается диагностики и ремонта форсунок, а также систем впрыска топлива Common Rail. С этим проще обратиться в специализированный Bosch Service. На аутсорсинг пойдут и следующие работы: хонинговка, изготовление гильз, шлифовка ГБЦ. Все это требует громоздких фрезерных и токарных станков.

«Отдельная история с восстановлением карданов, – делится опытом Михаил Стоянцов, мастер агрегатного цеха техцентра «Совинтеравтосервис». – Во-первых, здесь также нужны сложные машины для балансировки и проверки узлов. Во-вторых, автопроизводители на новых моделях грузовиков все чаще делают крестовины неразборными. Также нет резона углубляться в ремонт компрессоров кондиционеров. Производители рекомендуют менять этот узел в сборе. Точно такая же ситуация с топливной аппаратурой и, в частности, с бензонасосами».

Складская логистика

Для трак-сервиса крайне необходим собственный склад запчастей. Допустим, что он многоуровневый и включает 100 тыс. ед. хранения с учетом хотя бы 10 тыс. наименований. Этот аспект очень важен, ведь работать придется только с оригиналом или дорогим аналогом, собственноручно купленным у проверенных поставщиков вроде компаний «Омега», «Армтек» или «Вэб Логистик».

Любые китайские подделки, узлы с разборки и даже оригинал с рук владельца лучше на своем сервисе не устанавливать. Никто не отвечает за качество такой продукции.

Масла и химия

В коммерческом транспорте, в отличие от легкового, нечасто встречаются брендированные автопроизводителем лубриканты. Например, тот же DAF только с недавних пор использует фирменное масло вместо рекомендованного Total. Остальные марки ограничиваются лишь рекомендацией определенного бренда. Если у вас есть дилерские полномочия, то такое масло будет стоить на 20–30 % дешевле аналогов.

Опыт показывает, что при наличии средств и трудовых ресурсов построить здание и наводнить его дорогим оборудованием возможно. Горизонты эксплуатации такого проекта недосягаемы, потому СТО можно сделать круглосуточным. Главная проблема – острый дефицит технических кадров. В легковой тематике все не так плохо из-за большого числа сервисов. Хорошего мастера всегда можно переманить лучшими условиями или высокой зарплатой. А вот различных специалистов в области коммерческого транспорта лелеют их работодатели. Здесь работы более сложные и требующие глубоких знаний, однако нормо часы стоят существенно дороже. При должном уровне обучения и опытных наставниках можно воспитать и собственную команду. Главное – обеспечить ее всем необходимым, от качественного оборудования до высококлассных средств защиты.

Любой проект, особенно настолько грандиозный, требует четкого бизнес-планирования. Смета на постройку и комплектацию предприятия оборудованием формируется на самом начальном этапе проектирования и учитывает позиции всех сторон, участвующих в мероприятии: собственника, застройщика и поставщика технологий. Именно последние подскажут, на чем в процессе возведения можно сэкономить, и какие траты стоит переложить на будущее.

Как мы и говорили, львиная часть оборудования очень громоздкая, поэтому его монтаж должен быть реализован именно на конкретных этапах возведения СТО. Отсюда вытекает важный момент – доставка таких конструкций осуществляется непосредственно с предприятий и выполняется лишь по предоплате. Поэтому лишь вдумчивый расход средств позволит компании дожить до конца строительства, не погрязнув в долгах и займах.



Работать придется только с оригиналом или дорогим аналогом
Специалистов в области коммерческого транспорта лелеют их работодатели
Роман АКОЛЬЗИН, фото автора