3/2018
Свежий номер
журнала № 3/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

27 сентября 2018 года

Техническая конференция

9 - 12 октября 2018 года

В рамках Недели пройдет ряд отраслевых конференций

23 - 25 октября 2018 года

Международный автобусный салон

Все события

Главная/Рубрики/Зона ремонта/Обслуживаем «ГАЗон NEXT»

Обслуживаем «ГАЗон NEXT»

Обслуживаем «ГАЗон NEXT»
28 Апреля 2018
«ГАЗон NEXT» с позиции сервисмена серьезно отличается от предшественников. Обслуживать его стало проще, однако машина требует от механика знания современных узлов. Предлагаем рассмотреть, как подготовить СТО, чтобы принять на обслуживание эту модель среднетоннажного грузовика.

По словам специалистов, у «ГАЗон NEXT» есть пара особенностей. Так, при возникновении отдельных неисправностей в системе управления двигателем блок управления ограничивает мощность двигателя; при этом на приборной панели загорается сигнализатор. Похоже, что российские водители никак не привыкнут смотреть на эти индикаторы. Поэтому если клиент жалуется, что автомобиль «не тянет», механику стоит сначала взглянуть на панель, а потом уже открывать капот. Кроме того, водители иногда принимают за неисправность малую стрелу прогиба на незагруженном автомобиле, но это просто конструктивная особенность машины.

Автомобиль поколения NEXT, замена устаревшему ГАЗ-3307/3309, вышел больше трех лет назад. Тем не менее, актуальность его изучения высока. Общий парк «ГАЗон NEXT» пока невелик (за 2015–2017 гг. завод продал около 13 тыс. автомобилей), поэтому далеко не все сервисмены успели познакомиться с ним «вживую». При этом «ГАЗон» входит в топ 3 самых продаваемых среднетоннажных грузовиков, рынок принял его тепло, а значит, парк машин будет быстро расти. Кроме того, за прошедшее время завод работал над обратной связью от потребителей и внес некоторые изменения в конструкцию.

Что внутри?

С конструкции мы и начнем. NEXT связывают с предыдущим «ГАЗоном» не только название, но и несколько генов: рама, мосты, трансмиссия. Впрочем, руководство по ремонту ГАЗ-3307 можете положить в ящик: оно вам не пригодится. Все узлы серьезно переработаны, взаимозаменяемых деталей немного. Мы лишь отметим, что принципиальное знакомство с конструкцией грузовиков ГАЗ, от 53-й модели до 3307-й, поможет быстрее освоить новинку.

Грузовик нашпигован компонентами и узлами ведущих мировых поставщиков, от манжет Simrit до рулевой колонки CSA. Для независимой автомастерской это плюс, поскольку дает широкие возможности использовать качественные неоригинальные запчасти. Мы не против «оригинала», но согласитесь, всегда приятно иметь выбор.

Немаловажно и наличие альтернативных ресурсов информации. Консультацию по обслуживанию системы впрыска Bosch, подогревателя Webasto, тормозов Wabco и других сложных узлов можно получить не только в службе поддержки автозавода, но и в российских офисах производителей данных узлов.

Теперь подробнее об отдельных узлах. Раму, мосты и КПП от ГАЗ-3307 конструкторы переработали. Кабина «ГАЗона» вам покажется знакомой: она унифицирована с кабиной «ГАЗель NEXT», если не считать водительского сиденья и других незначительных отличий. Лонжероны рамы усилены с учетом увеличенной грузоподъемности по сравнению с 3307-м. Информация специалисту по кузовному ремонту на заметку: перед окраской детали рамы NEXT проходят катафорезное грунтование, а кабина изготавливается из оцинкованной стали с катафорезным покрытием и двойным грунтованием. Крылья у грузовика стеклопластиковые.

Двигатель у автомобиля полностью новый, им завод гордится больше всего. Для разработки ЯМЗ-534 ГАЗ привлек австрийскую инжиниринговую компанию AVL. «Полностью новые дизельные двигатели в автомобилестроении разрабатываются не так часто, – говорит Павел Ерасов, пресс-секретарь автозавода.  – А ЯМЗ-534 разработан с нуля относительно недавно в соответствии с самыми современными требованиями».

В данном двигателе установлена система подачи топлива Common Rail от Bosch, адаптированная для работы с российским дизельным топливом. Клапаны завод приобретает в Mahle, цилиндро-поршневую группу в Federal Mogul, а шестерни и насос гидроусилителя в ZF. Заметим, что, кроме данного узла, клеймо ZF вы найдете также на сцеплении и рулевом механизме. Прямо в движок встроена система рециркуляции отработавших газов (EGR) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.

Что касается КПП, шестерни стали толще и появились демпферы колебаний. Она также полна импортных деталей: синхронизаторов, подшипников, манжет. И дальше в трансмиссии тоже уйма сторонних компонентов: сцепление, центральный цилиндр, карданная передача. Перечислять всех производителей смысла нет, тем более что многие из этих деталей выпускают по единым мировым стандартам.

Второе после двигателя кардинальное новшество – пневматическая тормозная система Wabco с дисковыми тормозами на всех колесах и антиблокировочной системой в базовой комплектации. Модернизированная подвеска оснащена гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Кроме ABS, в базовой комплектации NEXT имеет много другой электроники: EBD, ASR, круиз-контроль, мультимедийную систему.

Рассказывая нам об автомобиле, представители автозавода упомянули «детские болезни», которые проявились в первые три года выпуска машины и были устранены. Изменения коснулись конструкции крепления радиатора охлаждения и обоймы стабилизатора, были доработаны клапан ЕГР и турбокомпрессор. Прошли обновления и в ПО блока управления двигателем. К работе остальных электронных компонентов, говорят, замечаний не было. Чтобы скачать ПО для обновления, нужно зарегистрироваться на специальном интернет-портале ГАЗа для сервисных предприятий.

«Автомобиль сейчас не доставляет проблем при надлежащем его обслуживании, топливная аппаратура устойчива к применению дизельного топлива, которое не всегда бывает хорошего качества», – заверили специалисты ГАЗ.

Без комплексов

Широкое использование импортных узлов сделало возможным увеличение межсервисного пробега. Для «ГАЗон NEXT» он составляет 20 тыс. км (в четыре раза больше, чем у ГАЗ 3307), а гарантийный пробег достиг 150 тыс. км. Ресурс автомобиля по двигателю составляет 700 тыс. км. По этим показателям российский среднетоннажник теперь мало чем отличается от конкурентов.

Что важнее для сервисмена, так это то, что отечественный грузовик выглядит одним из самых простых и удобных в обслуживании. Большинство его одноклассников, продающихся в нашей стране, имеют кабину над двигателем, но на «ГАЗон NEXT», как видите, сохранена капотная компоновка. По словам специалистов, это обеспечивает удобный доступ к фильтрам и другим агрегатам и даже дает возможность снять головку блока цилиндров, не снимая весь двигатель. Ряд узлов, включая систему вентиляции картерных газов и карданный узел, теперь вовсе не обслуживаемые.

Из приятных мелочей есть газовые упоры капота и противоскользящие накладки на бампере. Правда, последние (по отзывам) слишком узки и неудобны. Копаться в капоте будет легче, если запастись подставкой для ног. Все бачки с техжидкостями – системы охлаждения, омывателя ветрового стекла, гидроусилителя тормозов и гидропривода сцепления – собраны в одном углу капота. Процесс шиномонтажа также упрощен благодаря бесфуторочной системе крепления колес.

Чем запастись?

По словам представителей завода, для обслуживания автомобиля не требуется наличия особого или дорогого оборудования. Диагностику силового агрегата производят сканером АСКАН-10, а диагностику тормозной системы можно выполнить как оригинальным оборудованием, так и по блинк-кодам. Для диагностики подогревателя Webasto потребуется фирменное оборудование, которое не входит в базовую комплектацию.

У ГАЗа есть отдельный веб-портал для СТО, где можно получить техническую поддержку – это нормальная практика в современном мире. Другой вопрос, что независимым СТО далеко не всегда помощь оказывается в том же объеме, что и официальным сервис-центрам. То же самое касается нижегородского завода. Техническая информация сторонним СТО, по словам пресс-секретаря ГАЗ Павла Ерасова, предоставляется «по отдельному запросу».

«Специалисты центра послепродажного обслуживания ГАЗ готовы проконсультировать как независимую СТО, так и клиента, по способу и технологии ремонта, направить требуемую для ремонта и обслуживания техническую документацию», – заверил Павел.

Правда, об официальных дилерах завод заботится больше. Стандартные практики – обучение и аттестация персонала СТО, снабжение диагностическим оборудованием и специальным инструментом, запасными частями, технической документацией. Дилеры первыми узнают о выходе обновления ПО или изъяне конструкции, за которым последует сервисная кампания. Есть преференции и по работе с оригинальными запчастями, особенно когда речь идет о гарантийных случаях.

Из ответа пресс-секретаря непонятно, например, готов ли автозавод предоставить независимой станции информацию о том, какой ассортимент запчастей первой необходимости нужно сформировать у себя на складе, если вы планируете обслуживать «ГАЗон NEXT» на потоке. При этом шанс получить статус партнера ГАЗ есть лишь у немногих СТО. Список городов, в которых автозавод ищет дилеров, весьма короток. Из мегаполисов в нем сейчас присутствуют только Самара и два округа Москвы.

Посетовав на сложившуюся у автопроизводителей практику, мы, тем не менее, ставим положительную оценку проделанной инженерами ГАЗ работе. Они привели «ГАЗон NEXT» в соответствие с мировыми практиками. Российский грузовик может без проблем обслуживаться бок о бок с одноклассниками Hyundai, Mitsubishi, IVECO и другими. Более того, он отличается удобством обслуживания.

Капот «ГАЗона» оснащён газовыми упорами, бачки для технических жидкостей удобно собраны в одном углу
Обслуживание теперь требует современных знаний
Для диагностики двигателя нужен сканер АСКАН-10
Василий НАЗАРОВ, фото автора и "Группы ГАЗ"