4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Тест-драйв/Вездеход постоянной готовности

Вездеход постоянной готовности

Вездеход постоянной готовности
30 Марта 2018
Мытищинский приборостроительный завод (МПЗ) славится тем, что 95 % его ассортимента составляет спецтехника на полноприводных шасси из Набережных Челнов. Новейший из них — трехосный вездеход на агрегатной базе КАМАЗ (6х6). Автомобиль с тремя равноудаленными друг от друга осями наделен уникальными свойствами, подтвержденными сертификационными испытаниями на автополигоне ФГУП «НАМИ» и ходовыми испытаниями в Арктике. Я съездил в Мытищи и детально изучил новинку.

Директорская инициатива

Китайский философ Конфуций говорил: «Три вещи никогда не возвращаются: время, слово и возможность». Помня об этом, нужно дорожить временем, не пустословить и не упускать шансы. Таких правил придерживается гендиректор ООО «МПЗ», и он же генеральный конструктор предприятия Борис Рафаилович Бейзерман. Ему принадлежит инициатива создания уникального вездехода для эксплуатации в Сибири, Арктике, на Крайнем Севере и в других труднодоступных районах.

Сначала хотели воспроизвести концептуально схожий ЗИЛ-капотник. Обратились к специалистам Правдинского завода радиоаппаратуры. Но оказалось, что серийных деталей нет, и овчинка выделки не стоит: расчетная стоимость шасси составила 30 млн. руб. – непозволительная роскошь! К тому же на вездеходе советских времен использовалось гидравлическое управление задней оси. На скорости 70–80 км/ч начиналась вибрация задних колес, а это опасно. В итоге остановили выбор на КАМАЗе. Логика простая: хорошая поддержка с их стороны.

За счет «равной базы» удалось добиться улучшения ездовых качеств, включая плавность хода. Это особенно важно для использования машины в труднодоступных районах стихийных бедствий и техногенных катастроф и эвакуации пострадавших и раненых. Наверняка приглянется он газовикам, нефтяникам и в лесистой местности, куда, как в песне поется, «только самолетом можно долететь».

Кузница эксклюзива

ООО «Мытищинский Приборостроительный завод» принадлежит к числу крупнейших в России по конструированию и выпуску автомобильной спецтехники для нужд МЧС, нефтегазовой отрасли, ЖКХ и других сфер с адаптацией к сложным дорожным и климатическим условиям. Основанное в 1928 году как мастерские «Центроспецстроя», и переименованное в МПЗ в 1949 году, предприятие базируется в г. Мытищи Московской области.

В советский период основу товарного перечня составляли геофизические станции и подъемники, а также станции электрохимзащиты. Сейчас заводом освоено более 50 типов автомобильной техники. В основном, МПЗ использует отечественные шасси, и прежде всего КАМАЗ. Ряд моделей завод выпускает на платформе автомобилей ГАЗ, «Урал», МАЗ и шасси иностранного производства (в том числе российской сборки): MAN, Mercedes-Benz, Ford, Volvo Trucks, IVECO, Isuzu, Hyundai, Renault, Peugeot. Годовой объем производства составляет около 300 ед. техники, не считая «бытовок» и фургонов.

Большой универсал

При проектировании вездехода МПЗ с разнесенными осями и управляемыми задними колесами был проанализирован предыдущий опыт. Создатели вспомнили советский спасательный вездеход ЗИЛ «Синяя птица». Прикинули эксплуатационные характеристики, и решили: такой транспорт имеет право на жизнь и в XXI веке!

С учетом широкой сферы применения за основу взяли оправдавшее себя годами эксплуатации шасси КАМАЗ-65224 (6х6). Решили, что заказчик сам выберет нужный ему вид кузовной надстройки. Вездеход может быть поставлен заказчику как шасси для дальнейшего монтажа оборудования бодибилдером или собран на заводе в виде готового спецавтомобиля. Первый опытный образец вездехода МПЗ появился в апреле 2016-го, а в январе 2017-го реальностью стали пять серийных образцов!

Вездеход доступен в виде вахтового автобуса, платформы с КМУ, бортового кузова со съемным фургоном и многофункциональной надстройки. Он способен стать топливозаправщиком, автоцистерной, самосвалом, бурильной установкой, грузовиком с высокими бортами и транспортом с другим кузовом. При высокой проходимости и простоте обслуживания по стоимости он значительно дешевле импортных одноклассников. Плюсом является и доступность оригинальных запчастей в любом регионе РФ.

Новинку уже присмотрели спасатели: на операциях по поиску и спасению пострадавших и ликвидации чрезвычайных ситуаций она просто незаменима. Годен вездеход МПЗ и к «строевой службе», например, на подвозе авиационного топлива на полевые аэродромы и необорудованные вертолетные площадки, а также для доставки горючего для боевой техники. А уж в народном хозяйстве сфер его применения в разы больше.

Прямого аналога нет!

Новая модель с двигателем Cummins мощностью 400 л. с. и механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF успешно прошла полный цикл заводских и полигонных испытаний на пределе возможностей. В год получения путевки в жизнь на заводе в Мытищах изготовили четыре вездехода в «арктическом» исполнении: с утеплением кабины и аккумуляторного ящика, подогревом топливозаборника, АКБ и фильтров.

Первые серийные машины с верхним выхлопом и уникальным поворотным задним мостом были предназначены арктическим поисково-спасательным отрядам МЧС России. Уже в 2017 году один из таких вездеходов Воркутинского арктического комплексного аварийно-спасательного центра МЧС России обеспечивал безопасность граждан во время Крещенского купания в Республике Коми. Вместе со спасателями он дежурил на льду водоема, в готовности предоставить гражданам помощь при переохлаждении, травмировании и потере сознания.

На языке профессионалов вездеход МПЗ является транспортным средством постоянной готовности. Это означает, что он способен в любой момент покинуть место стоянки и направиться к месту ЧС, причем необязательно своим ходом! Его можно перебрасывать транспортными самолетами ИЛ-76ТД, по железной дороге и водным транспортом.

Стараниями конструкторов вездеход с разнесенными осями не зависит от поставки дорогих импортных комплектующих. Как и у большинства серийных КАМАЗов основного модельного ряда, у него нет чувствительной к погодным условиям электроники и капризных импортных узлов. В нем полностью модернизирована рессорная подвеска, за исключением передней оси. Задний управляемый мост представляет собой доработанный заводской мост КАМАЗ, причем это собственная конструкторская находка МПЗ!

Для заднего управляемого моста решили сделать запаздывание поворота колес третьей оси. Дело в том, что при одновременном повороте передних и задних колес автомобиль стремится в занос. В итоге сделали так, чтобы поворот на третьей оси начинался после того, как поворот передних достигнет угла в 4,7°. Рычаги рулевого управления сконструировали таким образом, чтобы центр поворота сместился на среднюю ось. Это сработало!

По габаритным размерам вездеход МПЗ не сильно отличается от родительского шасси КАМАЗ-65224 с фургонным кузовом. Он имеет длину 9500 мм, ширину 2550 мм и высоту 3950 мм по оборудованию на крыше надстройки. У него нет ограничений для движения по дорогам общего пользования, и допразрешений на проезд не требуется. Полноприводное шасси 6х6 выполнено по осевой формуле 1-1-1 (это и есть те самые разнесенные оси). Формула рулевого управления 1-0-3 означает, что первая и третья оси имеют поворотные колеса, а средняя – нет.

За счет поворота задних колес внутрь задаваемого направления автомобиль становится более маневренным. Специального обучения вождению такого транспорта не требуется – водитель управляет им, как обычным грузовиком. Единственное: не нужно забывать о габаритах. Хорош вездеход и тем, что не требует наличия особой категории в водительских правах: для одиночного исполнения достаточно «С», а для грузовика с прицепом – «СЕ».

Выбор: в «яблочко»!

Выбор КАМАЗа в качестве шасси вездехода МПЗ определил заказчик – МЧС России. Для суровых условий русского Севера и Сибири кабину пришлось утеплять несколькими слоями пенофола, ставить мощные печки и монтировать «автономку». Внутри свободно располагаются трое: водитель и два члена расчета. От идеи использовать удлиненную двухрядку отказались сразу: она ограничила бы спектр используемых надстроек и сузила сферу применения вездехода. Кабину КАМАЗ на каркасе Mercedes-Benz Axor даже не рассматривали: заказчику роскошь ни к чему.

Шасси челнинского грузовика с точки зрения потребителя – то, что нужно: в подразделениях спасателей тьма тьмущая КАМАЗов, и персоналу в них все знакомо. А раз так, зачем городить огород?! Полная масса вездехода МПЗ составляет 18 000 кг, причем она равномерно распределена по трем осям. Это неплохо и с точки зрения допустимой нагрузки на ось. В снаряженном состоянии доработанный КАМАЗ-65224 (6х6) весит 10 500 кг и при этом способен перевозить до 6000 кг груза.

Модуль раз, модуль два...

Первые варианты вездехода получили комплекты съемных автономных модулей: аварийно-спасательный и медицинский (он же – модуль жизнеобеспечения). Оба выполнены из герметичных пятислойных сэндвич-панелей «Супертерм», обвязанных алюминиевым профилем. Дополнением служит комплект профессионального аварийно-спасательного оборудования и инструмента. У первого вездехода запаска крепится на кронштейне в корме, у второго – за кабиной, а в корме смонтирован кран-манипулятор «Инман».

Вездеход МПЗ заказали спасатели, отсюда и фирменная окраска МЧС. Все, что есть на борту, позволяет оказывать пострадавшим квалифицированную первую медицинскую помощь без привлечения других сил и средств. Расчету по силам эвакуировать по бездорожью нуждающихся в помощи людей в пункт сбора пострадавших или другое безопасное место. При этом гендиректор МПЗ Борис Бейзерман считает, что для их надстройки шасси КАМАЗ-65224 с двигателем мощностью 400 л. с. по своим возможностям даже избыточное. В середине прошлого года была создана другая версия, уже на 300-сильном шасси КАМАЗ-43118, тоже 6 х 6. Модифицированные облегченные рессоры дают выигрыш в 600 кг снаряженной массы и улучшили плавность хода. Два топливных бака позволяют суммарно возить 550 л дизтоплива, которых достаточно для преодоления расстояния в 1250 км.

Как танк во фраке

Модернизируя серийный КАМАЗ-65224, специалисты МПЗ позаботились о том, чтобы в новом качестве он стал лучше. Одним из главных его достоинств стала маневренность: радиус разворота по оси следа переднего колеса составил всего 8,5 м. «Обувью» для покорителя бездорожья выбрали пневматические камерные шины размерностью 16.00 R20 с регулируемым давлением. Достаточно сбросить давление до 0,7–0,8 атм, и машина легко проедет через песчаный участок, бревна, невысокую кирпичную кладку, камни и другие препятствия.

Платформа КАМАЗ-65224 с большим дорожным просветом, короткими свесами и приличным углом продольной проходимости позволяет преодолевать глубокие ямы и рытвины, разбитую колею и полное бездорожье. Автомобиль способен двигаться по снежной целине при высоте снежного покрова в 600 мм. По силам ему и преодолевать и брод глубиной до 1,5 м при скорости течения реки 1 м/с.

На испытаниях полного цикла наибольший преодолеваемый (без опрокидывания!) угол косогора для вездехода МПЗ составил 36°. Правда, при этом под колесами должен быть участок сухого и твердого грунта. На таких покрытиях полностью груженый автомобиль способен брать максимальный угол подъема в 30°. Даже при разнесенных осях вездеход уверенно пре­одолевает участки с подъемами 60 % на асфальтобетонном покрытии, а на разбитых грунтовках способен самостоятельно выехать из колеи.

Эксплуатация вездехода МПЗ в зимних условиях показала: по доработкам Мытищинского приборостроительного завода отказов нет. Это означает, что смелый расчет полностью оправдался!

Игорь БЛОХИН, технический директор ООО «МПЗ»: – Сервисное обслуживание вездехода МПЗ на шасси автомобилей КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224 выполняется строго согласно сервисной книжки производителя шасси. От сервисного обслуживания серийных шасси оно отличается только дополнительными операциями по механизму запаздывания поворота задней оси. А, по большому счету, между вездеходом МПЗ на базе КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65224 различий в сервисном обслуживании нет. Доступ к агрегатам не отличается от серийных шасси.

Габариты вездехода МПЗ позволяют перевозить его в фюзеляже ИЛ-76ТД
Северное исполнение: верхний выхлоп
Средний мост — серийный, камазовский
Задние колеса поворачиваются на угол 22°
Первые вездеходы МПЗ с пакетами листовых рессор
«Мясистая» ходовая рассчитана на бездорожье
У вездехода укороченный задний свес
Новинка МПЗ без труда идет по снегу глубиной 600 мм
Передний отсек фургона оборудован как зона отдыха расчета спасателей
Второй модуль создан для инструмента  и спасательного оборудования
Складные лестницы убираются в пенал под кузовом
Изюминка МПЗ — управляемый задний мост
Внутри рамы установлена лебедка
Топливные магистрали утеплены по всей длине
Александр ТРОХАЧЕВ, фото автора