4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Тест-драйв/Tourismo RHD пристальным взглядом

Tourismo RHD пристальным взглядом

Tourismo RHD  пристальным взглядом
23 Апреля 2018
В июле 2017 года начато производство Mercedes-Benz Tourismo RHD третьего поколения. «Турист» с высоко расположенным салоном принимает эстафету от предшественника спустя 11 лет его выпуска и одновременно заменяет модель Travego RHD. Лайнер дебютировал в четырех базовых вариантах (RHD, RHD М2, RHD М и RHD L), с колесной формулой 4х2 и 6х2, с левым и правым рулем. Текущее поколение немецких автобусов остается на конвейере, а новинку уже присматривают ведущие спортивные клубы России.

Из истории модели

В продуктовой линейке Mercedes-Benz модель Tourismo RHD с высоко расположенным салоном появилась осенью 1994 года. Она стала первой, получившей, кроме индекса О350, и собственное имя (с 1999 года).
Ее выпускали только в одном варианте длины (11,98 м), комплектовали 14,6-литровым турбодизелем V8 мощностью 381 л. с. и механической 6-ступенчатой трансмиссией. Подвеска всех колес была независимой пневматической, тормоза – дисковыми, а в базовое оснащение входили ABS и ASR. Спустя пять лет 51-местный автобус с багажными отсеками объемом 11,6 м3 модернизировали, а через 10  лет отметили выпуск 10-тысячного «туриста», уже с мотором в 422 л. с.

Второе поколение дебютировало в 2006-м в трех вариантах длины: Tourismo (12,14 м), Tourismo  M (12,96 м), Tourismo L (13,99 м). Транспортным операторам впервые предложили лайнер не только с двумя, но и с тремя мостами, с багажными отсеками объемом 9,6 и 12,1 м3. Заказчик мог выбрать 6-цилиндровый рядный двигатель мощностью 354 или 428 л. с. и механическую 6-ступенчатую (а с 2009 года – и автоматизированную 8-ступенчатую) коробку передач.

Всего за время выпуска Tourismo RHD клиенты более чем из 50 стран мира получили свыше 26 тыс. автобусов двух поколений – абсолютный рекорд в поставках пассажирских машин такого класса!

Создан для бизнеса

В современной Европе пассажирские перевозки выполняет 61 тыс. автобусных компаний с парком в 820 тыс. лайнеров. Они обеспечивают работой 8 млн человек. Только в Германии автобусы ежегодно перевозят 5,5 млрд пассажиров – больше, чем любой другой вид общественного транспорта.

Масса нового лайнера до 200 кг меньше предшественника, коэффициент аэродинамического сопротивления улучшен до 0,33, расход топлива снижен на 4,5 %. С двигателем Mercedes-Benz OM 470 (его выпускают с лета 2016 года) и пакетом по повышению эффективности экономию можно повысить до 7 %. При пробеге 100 тыс. км в год это даст 1500–2000 л сэкономленного ДТ, т.  е. три-четыре заправки бака под горловину.

Сердце силового привода Tourismo RHD – рядный 6-цилиндровый двигатель ОМ 470 рабочим объемом 10,7 л. Топ-версия обладает мощностью 456 л. с. и максимальным крутящим моментом в 2200 Н·м. В пересчете на литр рабочего объема потенциал равен 42,7 л. с. и 206 Н·м, что делает ОМ 470 одним из самых мощных моторов в своем классе.

Новинкой является и бюджетная 7,7-литровая рядная «шестерка» ОМ 936 с отдачей в 354 л.  с./1400 Н·м. Ее достоинства: низкое потребление топлива, небольшая масса, а на выходе – повышенная полезная нагрузка. Как и для предшественника, для нового Tourismo RHD доступны моторы с характеристиками 360 л.  с./1700 Н·м, 394 л.  с./1900 Н·м и 428 л.  с./2100 Н·м.

Для них доступна автоматизированная 8-ступенчатая коробка передач Mercedes-Benz GO 250-8 PowerShift с режимом маневрирования при использовании только педали тормоза. Есть еще два варианта мерседесовской трансмиссии, включая 6-ступенчатую GO 190-6.

Плавность хода лайнеру обеспечивает задний гипоидный мост Mercedes-Benz RO440. Инженеры создали несколько вариантов, рассчитанных на разные области применения. Два передаточных отношения (3,154:1 и 3,583:1) рассчитаны на высокое тяговое усилие или максимальную экономичность. При габаритной ширине 2,55 м и высоте 3,68 м Tourismo RHD сохранил компактность, что дает ему преимущества в городах, гаражах и на парковках.

Уровень XXI века

Tourismo RHD отлично продуман со всех точек зрения. В помощь сидящему за рулем доступны такие опции, как темпомат превентивного действия Predictive Powertrain Control (PPC) и система Eco Driver Feedback (EDF).
На борту могут быть система экстренного торможения Active Brake Assist третьего поколения (ABA 3), ассистент остановок Stop&Go Assist, система распознавания усталости Attention Assist (AtAs). В активе также антиблокировочная система ABS, антипробуксовочная ASR, электронная программа стабилизации движения ESP, ассистент удержания заданной полосы движения SPA. Есть и электронная тормозная система EBS с ассистентом экстренного торможения BAS и ограничителем скорости при движении на спуске DBL. На заказ доступны датчик дождя и света, автоматическая система контроля давления воздуха в шинах ТРМ.
Инженеры применили совершенно новую конструкцию каркаса кузова с кольцевыми шпангоутами, что сохраняет жизненное пространство при опрокидывании. Водителя и его напарника в случае лобового или косо-фронтального столкновения защитит уникальная система Front Collision Guard (FCG).

Предусмотрены два варианта рабочего места водителя: Basic Plus и Comfort Plus. В обоих применяется мультифункциональный руль, новая панель приборов и цветной ЖК-дисплей. В улучшенной версии есть система Coach Multimedia System CMS с гнездом формата двойной DIN. Клиент может выбрать кресло водителя Grammer MSG 90.6 или Isringhsusen 6860/875 NTS2. Опционально доступно сиденье с поворотом и обогревом. В передней части предусмотрены два запираемых ящика: для водителя и его напарника. Есть место для DVD-плеера и маршрутизатора Coach MediaRouter для связи Wi-Fi (опция).

Под кухней расположен многофункциональный отсек с освещением и доступом изнутри и снаружи. В нем есть матрац, отопление/кондиционирование, телефон, что позволяет использовать его как место для отдыха сменного водителя. В распоряжении водителя и встроенный в переднюю панель холодильник объемом 54 л. Солидный набор, не так ли?!

Пассажир всегда прав!

В салоне Tourismo RHD появились сервисные блоки нового дизайна, на выбор с черными или серебристыми рамками. Реальностью стала и новая бортовая кухня. Двухзонная система климат-контроля выполнена с автоматической регулировкой и имеет раздельные контуры для отопления и кондиционирования. Двойное остекление предлагается с различной тонировкой и пропускной способностью, от серийных 56 до 10 % на заказ.

Вход в салон через переднюю дверь стал удобнее. Ступеньки расположены на одинаковой высоте друг от друга, по обеим сторонам есть поручни. Пол салона поднят на уровень 1370 мм над полотном дороги, скос в передней части упразднен. Расстояние от пола до потолка составляет 2010 мм. Кресла установлены на подиуме высотой 150 мм, что позволяет легко вставать и садиться любым пассажирам. Высота подоконной линии 750 мм и суженные кверху боковые стенки обеспечивают хороший обзор через окна. Более светлым салон делают два стеклянных люка в крыше. За комфорт в салоне отвечает расположенный в центре крыши кондиционер мощностью охлаждения 32, 35 или 39 кВт.

Базовыми для Tourismo RHD являются кресла Travel Star Eco, но есть и топовые Luxline. Возле каждого сиденья есть зарядки от разъема USB и гнезда питания 230 В. На двухосных моделях салон освещают семь потолочных плафонов, на трехосных  – восемь. На борту может быть установлена кофе-машина на 60 чашек, эспрессо-аппарат или бойлер для приготовления чая, автомат для варки сосисок или микроволновая печь. Сверху над кухней устроен отсек для продуктов или холодного бокса. Кухня управляется с помощью сенсорной панели и регулируется микропроцессорами. Напротив кухни, перед второй дверью, опционально ставят умывальник с туалетной кабиной. На выбор его комплектуют электрической сушилкой для рук и дозатором для дезинфицирующего средства.

Открытые багажные полки имеют самонесущую конструкцию. Их интегрированные крепления не бросаются в глаза, а войлочное покрытие предотвращает самопроизвольное перемещение багажа. Внешняя кромка полок выполнена в виде поручня, если нужно – можно заказать и дополнительный полноценный поручень. В передней части купола крыши и в зоне второй двери предусмотрено место для монитора с диагональю 19 дюймов. На заказ их оснащают электроприводом. Спереди имеется индикация времени и температуры воздуха за бортом, бортового туалета, ремней безопасности и остановки при маршрутных перевозках.
На заказ автобус комплектуют подъемником для пассажиров с ограниченными возможностями. Лифт для инвалидных колясок располагают в отсеке со стороны входа за передней осью. На рейках в полу установлены сдвижные сдвоенные кресла. На специальных рейках как раз и можно закрепить инвалидную коляску. Словом, лайнер может быть упакован что надо!

Модульный рационализм

Новая линейка Tourismo RHD создана по модульному принципу, с двумя размерами колесной базы (6090 и 6910 мм) и двумя вариантами заднего свеса (3315 и 2785 мм). В комбинации с двумя и тремя осями и одинаковым передним свесом в 2890 мм это дает четыре модификации с тремя вариантами габаритной длины. Тем самым перекрыт практически весь сегмент европейских «туристов» с высоко расположенным салоном.

Транспортным операторам доступны двухмостовые Tourismo RHD длиной 12,3 м с багажным отделением объемом 9,9 м3 и удлиненный Tourismo RHD М2 длиной 13,1 м с багажником объемом 12,1 м3. В классе трехосных машин выбор есть между Tourismo RHD М длиной 13,1 м с багажником в 9,9 м3 и Tourismo RHD L длиной 14 м и отсеками объемом 12,1 м3.

Ширина всех Tourismo RHD 2018 модельного года составляет 2,55 м. Высота в сравнении с прежним поколением увеличилась на несколько сантиметров и с кондиционером на крыше достигла 3,68 м. «Рост» изменился во многом из-за более высокой рамы, которая позволила нарастить объем багажных отсеков.
У нового лайнера плавный ход, образцовый акустический комфорт, отличная динамика и превосходная управляемость. При превышении скорости 95 км/ч кузов нового Tourismo RHD автоматически опускается на 20 мм. За счет этого уменьшается площадь поперечной проекции, что ведет к снижению расхода ДТ. При падении скорости ниже 70 км/ч кузов снова поднимается. Полезная функция!

Сервисная легитимность

Немцы ставили задачу снизить уровень затрат и упростить жизнь автобусным паркам за счет использования уже выпускаемых деталей. Так, фары головного света и передние «противотуманки» новый Tourismo RHD унаследовал от грузовика Actros IV, а задние фонари – от городского автобуса Citaro. На двухмостовых лайнерах используют заменяемые накладки колесных арок. Это снижает расходы и упрощает снабжение запчастями при повреждениях.

Увеличены межсервисные интервалы. Периодичность замены моторного масла достигает 120 тыс. км. Наряду с другими улучшениями это уменьшает совокупную стоимость владения, позволяет владельцу автобуса предотвращать лишние простои и больше зарабатывать.

Автобус досконально продуман с точки зрения сервисного обслуживания и эксплуатации. Например, двойной топливный бак объемом 480 л можно заправлять с обеих сторон. В зоне осей встроены вещевые отсеки для цепей противоскольжения, багажа водителя, продуктов для бортовой кухни и холодильного бокса. Двухосные автобусы оснащены большим вещевым ящиком слева над задним мостом и отсеком справа за ним. Их общий объем составляет 1,35 м³. Трехмостовые лайнеры обладают тремя отсеками: слева и справа над ведущим мостом, а также дополнительным отсеком слева над передним мостом.

Аккумуляторные батареи в двухосных автобусах базируются в отсеке над передним мостом слева, в трехосных – над задней поддерживающей осью. Быстрый и безопасный доступ к основной и вспомогательной электрической панели управления обеспечен с правой стороны. Инструменты также находятся в зоне заднего моста. И в целом Tourismo RHD очень хорош. С таким лайнером можно и нужно строить бизнес на пассажирских перевозках!
К ветровику плотно прилегают стеклоочистители без трапеции Aquablade
По сравнению  с предшественником задний свес удлинили на 15 мм
Передняя панель по традиции откидная, что существенно облегчает текущее техобслуживание
Доступ к передней оптике можно получить за несколько секунд
Система защиты от лобового столкновения Front Collision Guard (FCG)
Эргономика рабочей зоны выполнена безупречно
Под передним бампером появилась аэродинамическая обшивка
Двигатель в заднем свесе – как на ладони
В салоне хорошо продумано освещение
Шестицилиндровый рядный дизель ОМ 470 рабочим объемом 10,7 л
Новый кухонный блок с 40-литровым холодильником  и кофе-машиной на  60 чашек
Салон трехосного лайнера в коричневых тонах
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора