4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн

MAN Lion’s Coach 2018

MAN Lion’s Coach 2018
16 Июля 2018

Летом прошлого года MAN Truck & Bus пригласил в Польшу на предварительный показ туристического лайнера 2018 модельного года MAN Lion’s Coach. Он оказался настолько хорош, что было ясно: это главный претендент на престижные международные награды. Так и случилось: на осенней выставке Busworld 2017 в бельгийском Кортрейке дебютант сезона собрал целый урожай наград. В частности, он победил в конкурсе Busworld Awards Competition. Делюсь личными впечатлениями от очного знакомства с лучшим «туристом» Европы.

Туристический лайнер MAN Lion’s Coach предыдущего поколения был доступен в России с 2010 года. В период до 2017 года включительно ООО «МАН Трак энд Бас РУС» реализовало 352 ед., из них 199 ед. в исполнении 4х2 и 153 ед. в исполнении 6х2. Из всех уровней оснащения на рынке РФ доминируют 4-звездные лайнеры (более половины всех продаж). На долю люксовых «5 звезд» приходится примерно четверть отгрузок, остальные пассажирские машины заказывают в версии «3 звезды».

Призванный побеждать

Конкурс Busworld Awards Competition по традиции проводят в преддверии международной выставки Busworld (Мир автобусов). Ранее он был известен как European Coach Week (ECW), или Европейская неделя автобусов. В составе жюри – только эксперты отрасли, представители транспортных фирм и операторы ведущих компаний-перевозчиков. Оттого взвешенность их оценок не вызывает ни малейших сомнений.

На этот раз в профессиональном соревновании приняли участие 12 участников  – производителей лучшей пассажирской техники Старого Света. Среди критериев оценки претендентов на победу современный дизайн, уровень комфорта водителя и пассажиров, минимальный шум в салоне. Оценивается эргономика, системы безопасности, обзор сидящего за рулем. В прицеле жюри также удобство сервисного обслуживания, ремонтопригодность и совокупная стоимость владения. Словом, критериев много!

Тем удивительнее, что отметивший мировую премьеру осенью 2017-го новый туристический автобус MAN Lion’s Coach прямо со старта смог занять первые строчки протокола голосования экспертов сразу в трех из шести номинаций конкурса! В их числе две номинации – за высокий уровень комфорта и современный дизайн. И самое приятное для поклонников немецкой марки – главный приз Grand Coach Award.

По мнению аналитиков, победу обеспечила великолепная стартовая позиция новой модели. Это и кардинально свежий дизайн, и светодиодная фронтальная и кормовая оптика, и улучшенная трансмиссия. Кроме того, в арсенале немецкого «туриста» очень достойные характеристики активной и пассивной безопасности. Наконец, MAN Lion’s Coach соответствует Правилам ЕЭК ООН № 66.02 (введены с 09.11.2017) по жесткости кузова при опрокидывании. Для выполнения этих требований в каркас новой модели встроили элементы из стали особой прочности. Например, в задней дуге безопасности и на центральной стойке использовали технологию вкладыша «труба в трубе». За счет этого лайнер 2018 года способен гасить энергию удара на 50 % эффективнее, чем предшественник.

Модификации на заказ

Транспортным операторам новый MAN Lion’s Coach доступен в двух- и трехосном исполнении, в четырех вариантах габаритной длины: 12 101, 13 091, 13 361 и 13 901 мм. Новейшая из них – двухосная модель длиной 13 091 мм с удлиненным кузовом. По сравнению с 12-метровой версией в ее салоне на шесть мест больше.

Инженеры смогли перепроектировать салон так, чтобы наличие подъемника для инвалидной коляски (это опция) не заставило уменьшать объем багажных отсеков. Для этого подъемник размещают в области передней оси, тогда как у трехосника его монтируют над задним мостом. При исполнении по классификации «три звезды» (без туалетной кабины) в салоне может быть 53, 57, 59 или 63 кресла для пассажиров. Под полом салона располагаются багажные отсеки общей вместимостью от 11,7 до 14,3 м3.

Новая модель получила достойное оснащение электронными помощниками в виде ассистирующих систем. Например, адаптивный круиз-контроль АСС (Adaptive Cruise Control) позволяет поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего транспорта. Система слежения за дорожной разметкой LGS (Lane Guard System) способна предотвратить негативные последствия невнимательности или переутомления водителя. Есть и функция контроля за состоянием внимания MAN Attention Guard. Благодаря ей несложно отследить порог усталости, за которым недалеко до аварии.

В списке опций есть топографический круиз-контроль MAN Efficient Cruise, работающий на основе чтения электронных карт местности. Он снабжен функцией холостого хода EfficientRoll, что позволяет умерить топливный аппетит двигателя там, где это возможно. На выходе владелец техники с таким устройством способен получить выигрыш в виде сниженного на 6 % расхода ДТ.

Разумеется, в арсенале электронные системы тормозов (EBS) и устойчивости (ESP), MAN BrakeMatic с темпоматом и бремзоматом. Транспортникам доступна и система автоматического торможения ЕВА (Emergency Brake Assist). Важной составляющей может стать бортовая система контроля давления в шинах ТРМ (Tyre Pressure Monitoring). Все это облегчает труд водителя и делает поездки безопаснее.

Инженерные находки

Производство прежнего MAN Lion’s Coach было организовано на заводе в Анкаре (Турция). По европейской спецификации там же будут собирать и «турист» 2018 модельного года.

В силовой линии новой пассажирской машины 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель D26 экологического класса Евро-6 рабочим объемом 12 419  см3 сменил прежний D20. Он снабжен аккумуляторной топливной системой Common Rail, доказавшей свою эффективность. Теперь на выбор перевозчикам предложены три варианта мощности и максимального крутящего момента двигателя D2676 LOH: 420 л. с./2100 Н·м, 460 л. с./2300 Н·м, 500 л. с./2500 Н·м. На фоне предшественников они выглядят предпочтительнее: номинальная мощность поднята на 20 л. с., а максимальный крутящий момент – на 200 Н·м.

В новых двигателях немецкие инженеры применили насос системы охлаждения с бесступенчатой регулировкой мощности в диапазоне 20–95 %. Сделано это во имя экономии топлива и повышения рентабельности перевозок. Когда потребность в охлаждении насоса небольшая или вовсе отсутствует, электроника снижает мощность насоса на 80 %. На ездовых характеристиках это никак не сказывается, а потребление ДТ становится меньше.

Еще несколько важных новшеств в конструкции D26: стальные поршни, датчик уровня масла, улучшенная система рециркуляции отработавших газов. Их полезность не вызывает сомнений. Например, датчик уровня масла призван исключить масляное голодание. При недостаточном количестве моторного масла он предотвращает работу двигателя в опасном режиме. Хорош этот электронный помощник тем, что он имеет преимущество перед ручной проверкой уровня масла в тех случаях, когда сзади висит бокс для лыж или дополнительного багажа.

Для силовой линии MAN Lion’s Coach 2018 на выбор подготовлены три варианта коробок передач: 6-ступенчатая «механика» ZF EcoShift, 6-ступенчатый полный «автомат» MAN TipMatic и 12-ступенчатая роботизированная MAN TipMatic с функцией Easy Start. На механической (заново разработанной) КПП установлен интардер с увеличенной на 20 % мощностью торможения. Практически исключено случайное включение заднего хода. Трансмиссия TipMatic обрела новую функцию SmartShifting, при которой бортовая электроника создает баланс между эффективностью и плавностью переключения. На практике это означает и более долгий срок службы КПП без агрегатного ремонта.

Новый лайнер получил систему амортизации с электронной регулировкой MAN Comfort Drive Suspension (CDS). Она отвечает за плавность хода и уровень комфорта на борту. Конструкторы применили и «удлиненную» главную передачу с отношением i = 2,73 (ранее было i = 3,15), которая отлично справляется с задачами магистральных пассажирских перевозок. Благодаря этому реальностью становятся снижение уровня шума, замедление износа и уменьшение расхода дизтоплива.

На низких скоростях возросла эффективность моторного тормоза EVBec, что позитивно сказалось на движении в городах и пробках. Наряду с этим автобусным паркам стал доступен тормоз-замедлитель с лучшими характеристиками. Мощность выросла с 420 до 500 кВт, а максимальный крутящий момент поднялся с 3200 до 4000 Н·м.

Продуманность в каждой детали

Водительскую зону можно назвать образцом эстетики и организации рабочего пространства. Продуманная компоновка органов управления, многофункциональный руль, загиб центральной консоли к сидящему за рулем и низкий подоконник – все настраивает на комфортабельное и безопасное управление лайнером. По левую руку водителя появился карман для бумаг формата А4 и колодец для емкостей с напитками. Больше стало вещевых отделений, и расположение переключателей теперь более рациональное – в так называемых интуитивных зонах.

Водительское кресло на пневмоподвеске располагает широким диапазоном регулировок. На заказ доступны подлокотники и электрообогрев. Высокая спинка и боковые наплывы на подушке сиденья способствуют удобной посадке и меньшей утомляемости. Многофункциональный руль можно плавно регулировать по высоте и углу наклона. Есть мультимедийная система MAN Multimedia Coach с функцией навигации.

Хороший помощник – центральный дисплей с индикацией рабочих параметров и данных диагностики. Водителю доступны стандартные процедуры проверки систем безопасности и износа узлов. Сама диагностика может быть как бортовой, так и внебортовой. Полезная вещь для дальних расстояний – комфортабельная кабина для отдыха сменного водителя.

Рука специалистов в области дизайна прослеживается и в оформлении интерьера. Он хоть и в серых тонах, но выглядит светлым и просторным. Кроме больших окон, это обеспечивает хорошо продуманное освещение. В частности, сверху проложена сплошная светодиодная лента мягкого белого света. Налицо и практичные решения, например удлинены багажные полки в передней части салона. Кресла пассажиров с отклоняемыми спинками подготовлены к установке USB-разъемов для подключения планшетов и смартфонов. Подголовники всех сидений регулируются. В спинки впереди стоящих кресел вмонтированы откидные столики с подстаканниками.

Новшеством стали сервисные блоки с индивидуальной настройкой силы и направления воздушного потока. Жарко пассажиру – увеличь мощность подачи, холодно – вообще перекрой подачу. Бесступенчато выполняется управление работой динамиков и светодиодной лампы для чтения. Ступени в зоне второй входной двери теперь подсвечиваются даже при выключенном зажигании.

В общем, ревизия проведена в комплексе, и улучшения налицо. Покоритель дальних расстояний MAN Lion’s Coach 2018 стал лучшим «туристом» за всю историю немецкого бренда. Подтвердить этот тезис способен только рыночный спрос. И в России есть первые покупатели, уже пережившие счастье получения ключей и постановки на учет. Для них импортируют Lion’s Coach 2018 с двигателем уровня Евро-5 мощностью 440 л. с. и роботизированной коробкой передач MAN TipMatic. Перед Новым годом, в декабре 2017-го, первый такой лайнер приобрел Ростовский областной дом народного творчества. Выходит, процесс пошел?!

Автобусы MAN производят на заводе в Анкаре (Турция) и Стараховице (Польша). Предпремьерный показ MAN Lion’s Coach прошел на заводе MAN Bus Sp. z o.o. в Стараховице, который был открыт в 1999 году на базе предприятия STAR по выпуску грузовиков. Ежегодно здесь выпускают около 1500 пассажирских машин. Старый грузовик народной армии Польши установлен недалеко от центральных ворот предприятия как дань памяти историческим корням.

Александр ТРОХАЧЕВ, фото MAN и автора