4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Тест-драйв/КАМАЗ «замахнулся» на Арктику

КАМАЗ «замахнулся» на Арктику

КАМАЗ «замахнулся» на Арктику
1 Ноября 2018
России с ее бескрайними просторами, суровой природой и слабой дорожной сетью как воздух нужен большегрузный автотранспорт высокой и сверхвысокой проходимости. Понятно, почему попытки создать подобную технику не прекращаются многие десятилетия. И вот теперь на титул королей бездорожья претендует семейство супервездеходов «КАМАЗ-Арктика». Знакомимся!

На пути к альфамобилю

Идея постройки новых внедорожников родилась не на пустом месте. Еще в 2014 году правительство страны приняло программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Отправной импульс работе над данной темой дал комплексный проект «Создание высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока в интересах добывающих отраслей промышленности».

Головным разработчиком определили ПАО «КАМАЗ». К нему присоединились специалисты Московского политехнического университета, НТЦ «Промышленный дизайн» (ранее СКБ-МАМИ), МГТУ им.  Н. Э. Баумана и компании «Автодизайн». Работы возглавил главный конструктор по инновационным продуктам научно-технического центра КАМАЗа Сергей Назаренко.

Основой семейства «КАМАЗ-Арктика» станут модели с колесной формулой 6х6 и 8х8. По замыслу проектировщиков, проходимость и тяговые возможности вездеходов позволят им выступать в роли эдаких альфамобилей, которые ведут за собой обычные грузовики.

Центры сил

Основная концепция предусматривает создание единого семейства трех- и четырехосных вездеходов, базирующихся на агрегатах серийных КАМАЗов.

Первым в семье вездеходов появился трехосник КАМАЗ-6345-3101. Чтобы тяжеловоз длиной более 11 м мог уверенно маневрировать в любых условиях, лонжеронную раму выполнили из двух частей, которые соединили между собой устройством, обеспечивающим их взаимный поворот в горизонтальной плоскости на угол ±45°. Благодаря «ломающейся» раме минимальный радиус поворота по наружному переднему колесу у модели 6х6 равен 12 или 14 м (в зависимости от установленных шин). У более крупного собрата 8х8 этот показатель составляет 16  м.

Чтобы машине грузоподъемностью 13 т (пол­н­ой массой 30 т) обеспечить достойные хо­до­вые качества, установили серийный дизельный двигатель КАМАЗ-40.37-400 (V8 рабочим объемом 11,76 л) мощностью 400 л. с. В паре с ним работают диафрагменное однодисковое сцепление MFZ 430 с дистанционным пневмогидравлическим приводом и механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF 16 S1822. На четырех­оснике с полезной нагрузкой 15–16 т (в  зависимости от применяемых шин) и полной массой 40 т планируют установить перспективную рядную «шестерку» КАМАЗ-910.12 мощностью 450 л. с., которая передает усилие на 6-ступенчатый «автомат» Allisоn 4500 с электронным управлением.

Специалисты утверждают, что ресурс этого мотора, производство которого помогает осваивать компания Liebherr, будет составлять 1,5 млн км. Крутящий момент на неразрезные ведущие мосты с колесными редукторами, заимствованные от КАМАЗ-6520, распределяет двухступенчатая (с понижающей передачей) раздаточная коробка КАМАЗ-633-1800020, оснащенная блокируемым межосевым дифференциалом. Управление агрегатом – пневматическое. К передним колесам подводится 27,5 % мощности двигателя, к задним – 72,5 %.

Передний ведущий мост связан с рамой с помощью рессор от задней подвески КАМАЗ-5460. Вместе с тем амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости со стойками, буферы и другие детали использованы от КАМАЗ-65225. Задняя подвеска представляет собой пару жестких балансиров, которые опираются на ведущие мосты посредством четырех упругих опор. Кинематику работы направляющего аппарата обеспечивают реактивные тяги, тяги Панара и стабилизаторы поперечной устойчивости.

Актуальной проблемой при проектировании «КАМАЗ-Арктика» стал выбор движителей. За проектирование взялся МГТУ им Н. Э. Баумана. Решили создать два типа колес с условными названиями «Габарит» и «Негабарит».

Вариант «Габарит» обеспечивает минимальное давление на грунт и возможность движения вездехода по дорогам общего пользования. Чтобы вписаться в ограничения, наружный диаметр шины определили в 1960 мм, а ширину – в 716 мм. Максимальная нагрузка на шину составляет 5,3 т, внутреннее давление воздуха в ней не более 1,63 кгс/см2. При таких показателях максимальная скорость может достигать 60 км/ч, а давление на грунт не превышает 1,43 кгс/см2.

Вторая версия – «Негабарит» – имеет меньший внешний диаметр широкопрофильной шины – 1650 мм, но зато увеличенную до 1050 мм ширину. Благодаря сниженному до 1,15 кгс/см2 удельному давлению обеспечивается лучшая проходимость на мягких грунтах, но имеются габаритные ограничения при движении по дорогам общего пользования. Скорость движения ограничена до 50 км/ч.

Пока выпуск новых шин еще не освоен, на КАМАЗ-6345-3101 решили установить серийные изделия. Наиболее подходящей в рамках варианта «Габарит» оказалась отечественная радиальная шина Nortec TA-01 710/70 R38 (наружный диаметр – 1920 мм, ширина профиля – 710 мм), устанавливаемая на ведущие колеса сельхозтракторов. Нагрузка на шину составляет 5,3 т, скорость движения – до 65 км/ч.

Для версии «Негабарит» выбрали модель 66х43.00R25 SB-1 компании «Днепрошина». Наружный диаметр шины составляет 1650 мм, ширина профиля – 1052 мм, а допустимая скорость движения – 50 км/ч. В такие шины «обувают» тракторы «Кировец» К-700, К-701 и др.

Дорожный просвет вездехода с шинами «Габарит» достигает 677 мм, а угол переднего въезда составляет 27°. Запас топлива хранится в двух топливных баках объемом по 350 л каждый.

На задней секции автомобиля смонтировали грузовую платформу с откидными бортами внутренней длиной около 5 м. При этом погрузочная высота составляет 2,2 м. Под кузовом в задней части рамы имеется место для тросовой лебедки.

По бездорожью – с комфортом

Разработку внешней архитектуры и интерьера «КАМАЗ-Арктика» выполнили специалисты НТЦ «Промышленный дизайн». Их коллеги из компании «Автодизайн», что в Набережных Челнах, изготовили жилой модуль, силовые и каркасные элементы, композитные детали нижнего пояса.

Взяв за основу кабинный модуль от КАМАЗ-5350, ему придали оригинальный образ. Новая передняя маска из стеклопластика вместе с четырьмя светодиодными фарами делает машину яркой и запоминающейся. В крышу вмонтировали люк, кабину дополнительно утеплили, снабдили поручнями и боковыми лесенками, сверху установили проблесковые маяки. Довершает портрет массивный бампер, в котором под защитой решеток укрылась пара блоков основных фар, размещенных в два яруса. Снизу установлена панель, предотвращающая повреждение деталей двигателя. Взобраться в кабину помогают пять высоких ступенек.

Кабину максимально сместили вперед, освободив место для размещения жилого модуля. Последний выполнили в виде каркаса, обшитого стеклопластиковыми панелями. Внутренние полости межу ними заполнили теплоизолирующим материалом. Объем жизненного пространства и внутреннее оснащение обеспечивают возможность длительного путешествия трем членам экипажа, которые могут дожидаться помощи извне минимум трое суток.

Для отдыха служат широкие и мягкие спальные полки, расположенные в два яруса у передней стенки. Рядом находятся откидной стол и платяной шкаф. Под нижней полкой устроен отсек для багажа. У противоположной стенки находится еще одно мягкое сиденье и кухонный блок, который включает варочную панель, микроволновую печь, раковину с краном, вытяжку, холодильник, ящики для хранения продуктов, 200-литровый бак для воды. Автономный отопитель поддерживает нужный микроклимат при температуре окружающего воздуха до –50 °С. Летом в дело вступает кондиционер, обеспечивающий комфорт при +40 °С. Скоротать время помогут закрепленный на стене телевизор и аудиосистема. Для связи служит спутниковый телефон.

В штатную комплектацию входит санузел с туалетом и душем. Освещение возложено на пару окон и электросветильники. Для бесперебойного снабжения всех потребителей электроэнергии предусмотрен автономный генератор.

КАМАЗ-6345-3101 прошел полный цикл лабораторных испытаний, после чего в Набережных Челнах, на территории НТЦ, машина выполнила цикл тестовых заездов. Летом вездеход отправится в холодные районы страны (в Якутию или на Ямал) для подтверждения заявленных характеристик в условиях Крайнего Севера.

Не прекращаются работы над четырехосной моделью, длина которой превышает 12 м. Кстати, этот образец, появление которого ожидается в конце текущего года, будет оснащен перспективной кабиной К5. 

Шины «Негабарит» позволяют двигаться по дорогам общего пользования
Расширители крыльев защищают кабину от грязи
Широкое применение узлов и агрегатов серийных КАМАЗов улучшает ремонтопригодность вездехода
Валерий ВАСИЛЬЕВ, фото из архива автора и ПАО «КАМАЗ»