3/2018
Свежий номер
журнала № 3/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

28 - 31 августа 2018 года

Международная выставка автомобильной индустрии

21 - 26 августа 2018 года

Международный фестиваль грузового транспорта

27 - 30 августа 2018 года

22-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля

Все события

Главная/Рубрики/Тест-драйв/Грузовой трицикл «Шмель»

Грузовой трицикл «Шмель»

Грузовой трицикл «Шмель»
1 Августа 2018

Саранский завод альтернативной коммерческой техники (ЗАКТ) начал производство трицикла «Шмель» грузоподъемностью до 1000 кг! Его выводит на рынок компания «Альтернативная коммерческая техника» (АКТ) из Великого Новгорода. И это не одна модель, а целое семейство с закрытой пластиковой кабиной! Первый публичный показ новинки прошел 13–15 апреля на выставке «Мир Автомобиля – 2018», второй – 
20–22 апреля на мотосалоне «ИМИС». Но еще раньше в Санкт-Петербурге состоялся предпоказ и тест-драйв опытного образца. Пропустить такое было бы непростительно!

Предшественники

В истории современной России трудно припомнить, чтобы какое-то предприятие проектировало и строило коммерческий транспорт на базе мотороллеров. Между тем, в бытность СССР такая техника не была в диковинку. Достаточно вспомнить трехколесный мотороллер ТГ-200 «Тула», впоследствии названный запоминающимся именем «Муравей». Тульский машиностроительный завод производил этот трицикл почти четыре десятилетия: с 1959-го по 1995-й. Затем выпуск прекратили.

Были и другие модели, например МГ-150 «Вятка». Однако ни по объемам производства, ни по многообразию модельного ряда советским мотороллерам не сравниться с одноклассниками из Азии. Здесь подобного транспорта – десятки марок, сотни моделей, тысячи модификаций. И постарались преимущественно китайские, японские и корейские фирмы. Там и старых разработок полно на ходу, и новые разлетаются как горячие пирожки.

Чем были хороши эти небольшие, но такие незаменимые труженики? Прежде всего – своей концепцией. Компактные, экономичные, простые в управлении и обслуживании, они отличались неприхотливостью. При этом были способны перевозить различные грузы. Но главное достоинство таких транспортных средств, конечно же, доступная цена. Такого помощника можно использовать несколько лет, а затем продать, причем не за гроши.

Одноклассники и цены

Современные грузовые мотороллеры сохранили достоинства своих предшественников и даже приумножили их. Во-первых, выросла грузоподъемность. Во-вторых, стало меньше проблем с пуском двигателя: появилось электронное зажигание. В-третьих, двигатели стали экономичнее: реальностью является расход топлива в объеме 3 л/100 км.

Есть и другие преимущества. Скажем, появились передние дисковые тормоза, коробка передач с задним ходом, передние амортизаторы и т. д. Кузов может быть неподвижным, откидывающимся, сменным. Рамная конструкция усилила жесткость трициклов, а кабинные модули из стеклопластика не только снизили вес, но и свели к нулю риск корродирования. В общем, куда ни глянь – сплошные плюсы. Неудивительно, что у столь популярного для Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и части Европы средства доставки грузов много поклонников. И, естественно, много аналогов разных фирм.

Одноклассники русского «Шмеля» – это, прежде всего, итальянские мотороллеры Piaggio APE 50 стоимостью 5000 евро и Piaggio APE TM за 7000 евро. Для российских предпринимателей это, конечно, дорого. Чтобы подобный транспорт окупился, придется потратить уйму времени и сил. Из более бюджетных есть аргентинский Zanella ZMAX 200 стоимостью 4000 евро или индийский Bajaj Maxima C за 4200 евро. Но самые бюджетные – трехколесники китайского происхождения. При желании можно найти простейшие мотороллеры из ценовой категории «дешевле – только даром».

Конечно, можно выбрать грузовые мотороллеры без кабины, с маленьким кузовком и за рубли. Например, Omaks SY200ZH-EM обойдется в 160 тыс. руб. Модель ABM Helper 250 потребует еще меньше средств – всего 139 тыс. руб. Если размер грузовой платформы принципиального значения не имеет, никто не запрещает взять трицикл Lifan LF200ZH-3 всего за 98 тыс. руб., но все это не то: размер скромнее, комфорта никакого и представленная техника в основном одноместная. А что хочет предприниматель? Комфортабельный всепогодный мотогрузовичок, мини-«ГАЗель», если хотите: с закрытой кабиной хотя бы на двоих, вместительным кузовом и не мотоциклетным, а автомобильным рулем.

Зная это, авторы проекта «Шмель» не стали заламывать цену и, подсчитав затраты, остановились на балансе расходов и доходов. В итоге цена EXW за базовую модификацию трицикла АКТ-3000 с открытой бортовой платформой площадью 3 м2 с откидными бортами составила 250 тыс. руб., причем с учетом НДС! Тентованный АКТ-3001 с полезным объемом грузового пространства 4 м3 обойдется в 270 тыс. руб. Разборный фургон АКТ-3002 объемом до 4,5 м3 оценивается уже в 300 тыс. руб.

Путь к серии

Реанимированный советский мотороллер, правда, уже с закрытой кабиной и в современном облике с переработанной конструкцией – реалии наших дней. По словам технического директора «АКТ» Антона Савчука, это целиком российская разработка с производством полного цикла и наличием 95 % комплектующих с маркировкой «Сделано в России».

На создание грузового мотороллера направили собственные силы, не привлекая КБ, и затратили в общей сложности два года, притом что опыт использования такой техники уже был: Антон на аналогичном трицикле развозил мороженое! После кризиса стало интересно производить грузовые мотороллеры здесь, в России, а не импортировать их из Китая. Начали с чертежей и технического описания. Ходовой макет испытывали уже не кустарным способом, а на Дмитровском полигоне. А иначе как потом сертифицировать серийный продукт?!

Сперва «Шмель» требовали сертифицировать по категории N1 (грузовики). Это означало обязательное проведение краш-теста. Удовольствие, мягко говоря, не из дешевых. Потребовалось время, чтобы доказать чиновникам: все-таки перед нами – транспортное средство категории L5, трицикл, а не трехколесная «ГАЗель». Для управления им достаточно водительских прав категории «В» (легковые автомобили). Кстати, и вместо вилочного мотоциклетного руля установлена круглая автомобильная «баранка».

Кабина собственной разработки выполнена из формованного стеклопластика. И это не означает, что она может быть только белой. Отнюдь! Кабины для «Шмелей» будут белого, серого и черного цветов из окрашенного в массе пластика. При необходимости можно оклеить ее специальной пленкой для наружного применения. Иные транспортники поступают так с большими фургонами и автобусами, а что тут клеить на довольно компактной поверхности?!

Вполне логично предположить, что в погоне за оригинальностью никто не станет изобретать велосипед. Так и поступили. Например, переднюю вилку взяли от китайского трицикла. Задний мост, карданный вал и редуктор позаимствовали у ВАЗ-2106. Приборная панель – тоже вазовская. Рессоры от УАЗа рассчитаны на 2 т груза, а здесь получается не более 1,4 т, значит, ОК. Российскими остались тормозная система, металлическая рама коробчатого сечения, отопитель, радиатор системы охлаждения, светотехника и электрика. Немного, но и немало – золотая середина.

Разработчики применили безопасные стекла, отвечающие требованиям ЕЭК ООН № 43. В двухместной кабине поставили рулевое управление типа «шестерня-рейка», вмонтировали ремни безопасности. В стандартную комплектацию включили печку. Ну какой открытый мотороллер сравнится с таким комфортабельным трициклом?!

Данные техпаспорта

Не мудрствуя лукаво, точно таким же путем пошли в выборе главных элементов агрегатной базы. Так, в конструкции «Шмеля» применили китайский двигатель с водяным охлаждением Lifan 163 ML рабочим объемом 200 см3. Он обладает потенциалом мощности 12,5 кВт при 8000 об/мин и развивает максимальный крутящий момент в 15 Н·м при 7000 об/мин. Мотор работает на бензине АИ-92 и, по справке изготовителя, расходует 3,5 л/100 км.

Коробка передач тоже китайская, механическая, секвентальная, с ручным переключением: пять передач вперед и столько же назад. Опираясь на личные впечатления, скажу, что большая скорость вне ровного асфальта – не «шмелевская» стихия. По неровностям скорость и в 30 км/ч на нем кажется безумной. Сам же алгоритм переключения на первых порах требует привыкания. И пока наступит период действий на уровне автоматизма, пройдет какое-то время.

Для новоиспеченного мини-грузовичка установлен предел скорости в 60 км/ч, хотя лично я на трехколеснике так лихачить бы не стал – устойчивость в поворотах не та. И быстрее ездить не получится – трансмиссия не позволит. А вот самоблокирующийся дифференциал «Шмелю» лишним точно не будет: зимой незагруженный задний мост создает пробуксовку ведущих колес.

Разработчики придали «Шмелю» приемлемые габаритные размеры. Судите сами: длина составляет 3865 мм, что меньше классических «Жигулей». Ширина в 1285 мм примерно на треть меньше ширины стандартных малолитражек, и для маневрирования это плюс. Высота бортовой версии немногим больше «роста» ряда «каблучков» и составляет 1874 мм. Для бортового трицикла с тентом или жесткой фургонной будкой она достигает уже 2159 мм.

Колесная база нового «извозчика» приличная: 2563 мм. При этом весовые параметры не пугают: снаряженная масса бортового «Шмеля» равна 430 кг, у «тента» и фургона достигает 490 кг. А грузоподъемность равна 1000 кг!

Перспективы

Авторы проекта уверяют, что через год будет использоваться новый мотор и на базовом шасси появится самосвал с валом отбора мощности. Вот это убедительно! Кроме него, в линейку войдут промывочная машина, пескоразбрасыватель и даже... мини-экскаватор!

По всему видно, что «Шмель» рвется в строительный сегмент частных предпринимателей, что проекту и рынку только на пользу. Но все-таки основным назначением данного транспортного средства можно считать более прикладное применение. Речь идет о доставке цветов и саженцев, продуктов питания и напитков, легких строительных материалов и бытовой техники, медикаментов и посылок.

Хорош он для передвижной торговли кофе, мороженым, напитками, фастфудом. Открыт ему путь в фермерские хозяйства и сферу ЖКХ. Впрочем, не смею утверждать, что «Шмель» не годится и для других транспортных операций в городах, особенно если это населенные пункты с плотной застройкой или мегаполисы с вечными заторами и пробками.

Сферу применения нового транспортного средства ограничивают, пожалуй, только технические возможности и законодательные требования. В остальном никаких барьеров на пути продвижения такого товара нет. Впрочем, поживем – увидим! Продажи «Шмеля» стартовали в конце апреля, и первые итоги баланса спроса и предложения можно будет подводить не раньше осени. На момент мартовской презентации было собрано 15 ед., а ежемесячный объем выпуска обозначен в 100 ед.

Кстати, в перспективе авторы проекта планируют создать коммерческую версию грузового мотороллера с электродвигателем. Есть мысль поставить тяговые АКБ и использовать «Шмель» как внутризаводской транспорт, без выезда на дороги общего пользования. Ничего странного в этом нет, если учесть, какими темпами продвигается электрификация наземного транспорта в государствах с развитой экономикой. А нам, как говорится, сам Бог велел! 

Почти «ГАЗель», только трехколесная
Задний мост взят от ВАЗ-2106
АКБ спрятана под пассажирское сиденье
Передняя вилка – от китайского трицикла
Двери открываются под большим углом
Щиток приборов – вазовский
Мотор не закрыт от грязи
Задние фонари от УАЗа
Задний борт в откинутом состоянии
Тентованный фургон стоимостью 270 тыс. руб.
Кабина на двоих
Кабина явно не мотоциклетная!
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора