4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Тест-драйв/Экспериментальный средний тоннаж

Экспериментальный средний тоннаж

Экспериментальный средний тоннаж
17 Июля 2018
«Группа ГАЗ» разработала линейку автомобилей-вездеходов для преодоления труднопроходимой местности. Машины с увеличенным дорожным просветом, широкими шинами и прочими атрибутами повышенной проходимости созданы для работы в пустынях, болотах, на Крайнем Севере и в Сибири. Их основные сферы использования – геологоразведка, экспедиции, экстремальный туризм и специальное назначение. Представить, какие это будут автомобили, можно было на первом публичном показе осенью минувшего года.

Не только гусеницы!

Еще в советский период под маркой ГАЗ был разработан и несколько лет, с 1968-го по 1985-й годы, выпускался гусеничный снегоболотоход ГТ-СМ (ГАЗ-71). Аббревиатура расшифровывалась как гусеничный транспортер-снегоболотоход модернизированный). Производителем выступал Заволжский завод гусеничных тягачей. С 1985 года на поток встал ГАЗ-34039, тоже на гусеничном ходу. На его базе появился целый ряд машин специального назначения, в их числе: бурильная установка БГМ-21, станция взрывного пункта СВП-6-02, машина с установкой комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга-120», самоходная гидроприводная буровая установка с УГБ-001 и др.

Первой ласточкой, возвестившей о появлении перспективного семейства автомобилей ГАЗ с бескомпромиссной проходимостью, стал сочлененный гусеничный снегоболотоход нового поколения. Но не он определяет модельный ряд будущих вездеходов. Ставка делается на колесную технику, способную перевозить людей и грузы не только вне асфальта, но и за пределами грунтовых дорог.

На вершине готовящейся производственной линейки будет «ГАЗон NEXT» (4х4) в виде грузовика с открытой или тентованной бортовой платформой, кузовом-фургоном или другой надстройкой. Второй вариант среднетоннажника со всеми ведущими колесами – «ГАЗон NEXT» с закрытым цельнометаллическим кузовом с полным остеклением и пассажирским салоном. Еще одна группа вездеходов из Нижнего Новгорода с аналогичной концепцией – «Вепрь NEXT» и «Садко NEXT». Замыкает строй перспективных конструкций линейка «Соболь NEXT», которую наполнят пассажирская, грузовая и грузопассажирская модификации. И особняком стоит пробный шар: вездеход-амфибия на пневматических шинах сверхнизкого давления. Каждый вид экспериментальной техники вызвал горячие отзывы, и наверняка мы еще увидим эволюцию данной техники. А пока – первые ласточки, раскрывающие суть заложенной концепции.

«Вепрь NEXT»

Узнать этот автомобиль можно по 18-дюймовым стальным колесным дискам, вездеходной резине с агрессивным рисунком протектора, галогенной фронтальной оптике и оригинальному дизайну. Количество мест по паспорту – семь (по схеме 3 + 4), колесная формула – 4х4.

«Вепрь NEXT» уложился в габаритную длину 6500 мм, ширину 2800 мм и высоту 2268 мм. С учетом колесной базы в 3770 мм размеры достаточно скромные. При этом колея передних колес составляет 1820 мм, задних – 1770 мм. Дорожный просвет в 315 мм позволяет транспортному средству полной массой 6850 кг уверенно преодолевать неровности на местности. Для удобства входа и выхода вдоль порогов проложены узкие стальные подножки.

Необходимую тягу создает ЯМЗ-534 – дизельный двигатель с турбонаддувом и охладителем промежуточного воздуха. При рабочем объеме 4,43 л он развивает максимальную мощность 149 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 2300 об/мин. Мотор создает максимальный крутящий момент 490 Н·м при 1200–2100 об/мин. И хорош он тем, что его можно ремонтировать практически в любой сервисной мастерской.
Для защиты от песка и камней арки колес закрыты пластмассовыми накладками. В передний бампер встроена лебедка самовытаскивания, а сзади используется фаркоп для работы с прицепами. Запасное колесо крепится в корме, что существенно экономит место в салоне. Для проветривания пассажирского пространства предусмотрены два вентиляционных люка в крыше. Не исключено, что к моменту постановки в серийное производство завод-изготовитель придумает еще что-нибудь вкусненькое. Такое, что оценят покорители бездорожья по долгу службы или, что называется, по призванию.

«Садко NEXT»

Оригинальным по дизайну получился пикап «Садко NEXT» с двухрядной кабиной. У него та же самая схема размещения экипажа (3 + 4) и привод на все колеса (4х4).

При габаритах 6430 ×2540 × 2268 мм автомобиль вписался в характеристики полной массы менее 7 т (6980 кг). Колесная база 3770 мм позволила разместить за двухрядной кабиной грузовую платформу длиной 2555 мм, шириной 1152 мм при высоте бортов 560 мм. Из-за полного привода и характерных 18-дюймовых колес для бездорожья днище платформы получилось расположенным высоко над дорогой: погрузочная высота составила 1116 мм. Зато и дорожный просвет удалось вывести на приемлемый уровень: 315 мм. Колея передних колес оставила 1820 мм, задних – 1770 мм.

Перемещать почти семитонный пикап призван двигатель ЯМЗ-534 – лучший отечественный вариант такого класса. Дизель с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха при рабочем объеме цилиндров в 4,43 л развивает мощность 149 л. с. при 2300 об/мин коленчатого вала. Максимальный крутящий момент достигает 490 Н·м в диапазоне 1200–2100 об/мин. И механическая коробка передач для жестких условий эксплуатации – как раз то, что нужно.

Предвидя запросы будущих покупателей, Горьковский автозавод предполагает комплектовать «Садко NEXT» системой подкачки колес, коробкой отбора мощности, лебедкой самовытаскивания. В качестве базового оборудования планируется ставить предпусковой подогреватель. И конечно, на борту будет спутниковая система ГЛОНАСС.

«Соболь-Вездеход»

Пока дело дойдет до совершенно новых конструкций, планируется запустить в серию 10-местный «Соболь-Вездеход». Он также спроектирован с колесной формулой 4х4, но отличается от собратьев перспективного семейства.

Полная масса этого покорителя бездорожья составляет всего 3580 кг. И это притом что полезная нагрузка достигает чуть ли не трети данного показателя: 1000 кг! Число людей в салоне может достигать 10 человек: двое спереди и еще восемь на пассажирских сиденьях в салоне – зачетный показатель для транспортного средства габаритной длиной всего 5117 мм, шириной 2500 мм и высотой 2600 мм. Можно сказать, что из такого средства передвижения с колесной базой 3770 мм нижегородские конструкторы выжали максимум возможного.

Примечательная деталь: дорожный просвет у этого вездехода больше, чем у перечисленных выше образцов техники экспериментального ряда. Он равен 530 мм (!) против 315 мм у «коллег» по цеху. Колея колес у машины внушительная: 1900 мм у передних и 1855 мм у задних. Почему-то здесь авторы проекта решили применить турбонаддувный четырехтактный дизель Cummins ISF 2,8. Конечно, в перспективе возможны варианты, но сейчас точно такой же мотор ставят на семейство «ГАЗель NEXT». Видимо, решили, не мудрствуя лукаво, не изобретать велосипед.

Теперь о главном: это не просто комфортабельный вездеход, но еще и… амфибия! Даже при максимально допустимой нагрузке он уверенно держится на плаву. Выходит, поклонники загородного отдыха на природе могут его использовать для экотуризма, пикников, рыбалки и романтических путешествий небольшой компанией. Гребной винт, кстати, выполнен с электрическим управлением. Во избежание поломок при движении в воде предусмотрена и система подачи воздуха в трансмиссию. Как говорится, на всякий пожарный есть и устройство откачки воды.

«Соболь-Вездеход» имеет пружинную, а не рессорную подвеску, что обеспечивает ему нужную плавность хода. И привод у него, кстати, не постоянный полный, а подключаемый! Вот вам и экономия на топливе во время движения по асфальту или твердыми грунтовкам – ну разве не прелесть?! Полный привод этого автомобиля тоже с электронным управлением. И, кстати, еще один зачет: есть понижающая передача и блокировка межколесного и межосевого дифференциалов!

Как и полагается настоящему вездеходу, ему имплантировали электронную систему регулирования давления в шинах. Для повышения комфорта водителя и его спутников в дополнение к штатному поставили вспомогательный отопитель высокой производительности. Избежать проблем с холодным пуском в морозы и при высокой влажности призван предпусковой подогреватель. На случай попадания в грязевой плен или посадки на брюхо на выручку должна прийти лебедка с электроприводом. Кажется, ничего лишнего!
Пикап «Садко NEXT» хорош двухрядной кабиной и открытым кузовом
Расширители арок – необходимость
Дуги безопасности не лишние!
«Вепрь NEXT» получил стальной бампер с лебедкой самовытаскивания
Колесная база = 3770 мм
Серийный задний мост
Дорожный просвет = 530 мм
Гребной винт для движения по воде
«Соболь-Вездеход» способен перевозить 10 человек
Два люка – по центру крыши
Напольная «кочерга» КПП…
Отопитель стоит под сиденьем
Пол кузова и запаска
Органы управления от «ГАЗели NEXT»
Вход на второй ряд сидений
Фронтальная оптика – «прожекторная»
Светодиодные лампы не для красоты
Откидной кронштейн – это удобно!
Роман ПАВЛИЕНКО, фото автора