4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Тест-драйв/DAF XF и DAF CF: «Грузовики года – 2018»

DAF XF и DAF CF: «Грузовики года – 2018»

DAF XF и DAF CF: «Грузовики года – 2018»
10 Апреля 2018
В истории европейского конкурса «International Truck of the Year» бывали случаи, когда победу одерживал не только конкретный грузовик, но и целое семейство. Но чтобы титул присудили одновременно двум моделям одной марки – такого еще не было. 

И вот случилось! Автомобильный «Оскар» 2018 года получили сразу два грузовика: DAF XF и DAF CF серии Pure Excellence. Отгрузки новинок для российских перевозчиков начнутся в мае. А сейчас предлагаем познакомиться с техническими особенностями и изменениями в конструкции «голландцев».

Начнем с того, что свои новинки голландцы неожиданно представили не в традиционном «апельсиновом», а в ультрамодном синем цвете. Точнее – это презентационный колер Jamaika blue (голубая Ямайка) с эффектом «металлик». Тем самым подчеркнута особая роль новых машин в современной истории компании.

Первый показ новинок серии Pure Excellence прошел в апреле 2017 года на выставке NEC в британском Бирмингеме. За статикой последовала динамика: в мае в голландском Валкенбурге состоялись тест драйвы магистральной гаммы для дилеров, перевозчиков и отраслевых журналистов. Потом настал черед осенней презентации строительной гаммы в Испании. А в конце ноября на Международной выставке коммерческого транспорта и логистики «SOLUTRANS 2017» во французском Лионе DAF XF и DAF CF были объявлены победителями конкурса «Грузовики года – 2018».

Эффективность по крупицам

Новая линейка DAF XF и DAF CF состоит из 11 конфигураций седельных тягачей и шасси. На выбор есть восемь версий двух-, трех- и четырехосных шасси и три разновидности трех- и четырехосных тягачей. В экстерьере появились характерные штрихи в виде решетки радиатора с измененным логотипом и новым солнцезащитным козырьком. Еще больше перемен в конструкции, и большинство деталей без поднятой кабины не разглядеть.

Идея обновления моделей XF и CF кроется в повышении транспортной эффективности и уменьшении совокупной стоимости владения. С этой целью собственная масса седельных тягачей 4х2 снижена на 100 кг, т. е. грузоподъемность поднята на такую же величину. На шасси с подъемной осью и колесной формулой 6х2 вес снижен на 130 кг. Самая внушительная «липосакция» коснулась строительной модели CF FAD 8х4: здесь выигрыш составил 250 кг!

Систему EAS для дополнительной обработки отработавших газов на моторах уровня Евро 6 инженеры сделали наполовину компактнее и на 50 % легче. Более того, уменьшение размеров расширило возможности по компоновке. Скажем, на шасси FAD 8х4 новый блок можно монтировать между первой и второй управляемыми осями. Сэко­номленное пространство можно использовать для дополнительного топливного бака, инструментального ящика, вспомогательных опор крана и других компонентов.

Интервал технического обслуживания установлен в 200 тыс. км против прежних 150 тыс. Применение инновационных технологий в двигателях PACCAR MX11 и MX13 в совокупности с новой автоматической трансмиссией TraXon и ведущими мостами с более низкими передаточными числами позволяет снизить расход ДТ на величину до 7 %. Такой выигрыш ощутим даже на одном автомобиле, а в рамках целого парка – особенно.

Для флагмана модельного ряда XF доступен 530-сильный двигатель (ранее был 510-сильный). Пик крутящего момента поднят на всех версиях моторов и доступен уже с отметки в 900 л. с. Заводская комплектация предполагает наличие в базовом оснащении 12-ступенчатой автоматизированной коробки передач TraXon. Кому привычнее «16-ступки» – добро пожаловать за опцией.

Мощность моторов «Грузовиков года» инженеры смогли поднять на 10–20 л. с., а пик крутящего момента увеличить на 50–200 Н·м. На первый взгляд, выигрыш небольшой. Но это как посмотреть! Двигаясь на высшей передаче, автомобиль получает дополнительные 100–150 Н·м, что позволяет дольше двигаться без переключения передач и тем самым экономить топливо. На разных модификациях на 20–30 % выросла мощность моторного тормоза, и это не весь список улучшений.

Когда в России?

Новые DAF XF и DAF CF серии Pure Excellence с двигателем PACCAR МХ 11 мощностью 370–0450 л. с. встали на конвейер завода в Эйндховене летом 2017 года (25-я неделя, с 19 июня). Первыми получателями модернизированных «голландцев» стали транспортники Нидерландов и ключевых рынков сбыта DAF Trucks: Германии, Франции, Великобритании, Бельгии. В России «Грузовики года – 2018» начнут продавать нынешней весной, с поставкой клиентам с мая и далее.

Российским перевозчикам придется по душе адаптация модернизированных шасси под кузовные надстройки и оборудование бодибилдеров. Схема расположения отверстий в хвостовой части рамы значительно упростила установку автофургонов и подъемных механизмов. В разы быстрее происходит смена компонентов, крепеж тягового бруса или противоподкатной защиты. Проверено на первых клиентских автомобилях: улучшенные модули крепления кузова сокращают время монтажа, будь то фургон, самосвальная платформа, крюковой подъемник или тяжелый кран.

Оптимизированные шасси

Специалистам в области городской доставки на «Грузовиках года» наверняка приглянутся новые поддерживающие оси с односкатными шинами и электрогидравлической системой управления (EHS). Они на 30 кг легче ранее используемых и обеспечивают оптимальный угол поворота задних колес с учетом колесной базы и скорости грузовика.

Насос рулевого управления теперь активируется только при изменении направления движения (ранее он работал непрерывно). В итоге удается экономить примерно 1 % ДТ. На скорости свыше 40 км/ч ось блокируется в нейтральном положении, что стабилизирует курсовую устойчивость. В конструкции меньше деталей, а значит, выше надежность. Сфера применения такой оси – шасси и тягачи 6х2, плюс шасси 8х2. На моделях DAF CF 6 × 2 и DAF XF FAN систему EHS дополнительно комплектуют новой пневмоподвеской. Ее можно поднять на 185 мм или опустить на 90 мм, что очень удобно в работе со сменными кузовами.

В арсенале новинок DAF Trucks и 10-тонная поддерживающая ось с двойной ошиновкой колес. Масса оси снижена на 25 кг., при этом статическая грузоподъемность составляет 34 т, а основная область применения – контейнеровозные автопоезда, а также тягачи, шасси 6х2 и 8х2.

Для машин 6х4 и 8х4, эксплуатируемых вне асфальта, разработаны сдвоенные оси HR1670T с двойным приводом и редуктором ступиц. У них новый картер из чугуна, облегченный на 60 кг. Для снижения расхода топлива инженеры применили еще более низкие передаточные числа главной передачи: 3,46; 3,61 и 3,76. Одновременно был увеличен интервал замены масла в новых сдвоенных осях до трех лет или 450 тыс. км. Доступны и более скоростные редукторы с передаточным отношением 2,05:1. Это достигнуто путем изменения конструкции зубчатого колеса и шестерни в дифференциале задней оси. Уровень шума стал меньше, выросла производительность, увеличился срок службы. С новым скоростным редуктором можно перемещать грузы со скоростью 85 км/ч при частоте вращения коленвала всего в 1000 об/мин.

Российскому рынку может быть интересно шасси DAF CF FAD 8х4 под строительные надстройки, в основном под самосвальные кузова. Здесь нет встроенного в вертикальную выхлопную трубу блока SCR: он помещен в новый узел EAS. Выигрыш в массе – 115 кг. Аналогичное решение применено на легком шасси DAF CF FAD 8х4 массой 9150 кг под бетономиксер. У него передние оси с нагрузкой по 7,1 т и задние с одним редуктором под нагрузку 19 т. Правда, спрос на новые миксеры на российском рынке стремительно падает…

Новые компоненты

Российские транспортники получат возможность комплектовать грузовики для дистрибуции модернизированными моторами МХ 11 потенциалом 299 л. с./1350 Н·м и 340 л. с./1500 Н·м. На машинах для региональных перевозок доступны три варианта МХ 11: 367 л. с./1800–1900 Н·м, 408 л. с./2000–2100 Н·м, 449 л. с./2200–2300 Н·м. Магистральные большегрузы можно оснастить моторами МХ 13 с характеристиками 428 л. с./2150–2300 Н·м, 483 л. с./2350–2500 Н·м, 530 л. с./2500–2600 Н·м.

В числе оптимизированных компонентов «Грузовиков-2018» есть ВЕМ – новейшая опционная система мониторинга зарядки АКБ. Она работает с учетом погодных условий и позволяет своевременно заметить низкий уровень заряда.

Новая 12-ступенчатая автоматическая коробка передач TraXon отличается сниженными потерями на трение и повышенной плавностью переключения. Для строительного сегмента на жестких шасси DAF CF FAD и FAT, а также тягачах FTT предусмотрен режим езды по бездорожью. При его активации передачи переключаются быстрее, на более высоких оборотах, и в результате тяговое усилие не снижает­ся.

Специалисты DAF Trucks позаботились об оптимизации программного обеспечения двигателя и бортовой электроники. Таким образом, в новой линейке голландских грузовиков наглядно отражена фирменная философия DAF Transport Efficiency. Она, как и прежде, направлена на обеспечение минимальных расходов на эксплуа­тацию.


Алексей ПЕЛИХОВ, технический тренер «ДАФ Тракс Рус»: – Для автомобилей нового поколения увеличен интервал межсервисного обслуживания по пробегу со 150 тыс. до 200 тыс. км. Это позволяет совместить заезды для выполнения сервиса по пробегу с годовым ТО. Соответственно увеличен интервал межсервисного осмотра. Стали меньше заправочные объемы двигателя, коробки передач и заднего моста. Система подруливания задней оси теперь полностью необслуживаемая. В целом автомобиль стал более интеллектуальным не только в работе, но и с точки зрения обслуживания и ремонта: больше рабочих параметров контролируется и диагностируется электроникой.
Блок EAS стал на 50 кг легче и наполовину компактнее
Тягач DAF XF (4х2) стал легче  предшественника на 100 кг
Доступные передаточные числа главной передачи: 3,46; 3,61 и 3,76
Новая линейка DAF состоит из 11 конфигураций седельных тягачей и шасси XF и CF
DAF CF Pure Excellence в цвете «голубая Ямайка»
Сферические зеркала с хорошей картинкой
Обновленный интерьер кабины «голландца»
Поддерживающая ось с системой управления EHS стала на 30 кг легче
Эксклюзивная линия отделки делает интерьер богаче
Модернизированный двигатель PACCAR
Поднятая кабина обеспечивает хороший доступ к мотору
Тягачи 6х2 получили улучшенную пневмоподвеску
Алексей ПЕЛИХОВ, технический тренер «ДАФ Тракс Рус»
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора