3/2018
Свежий номер
журнала № 3/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

28 - 31 августа 2018 года

Международная выставка автомобильной индустрии

21 - 26 августа 2018 года

Международный фестиваль грузового транспорта

27 - 30 августа 2018 года

22-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля

Все события

Главная/Рубрики/Сельхозтехника/Тракторный арсенал «ТОНАРа»

Тракторный арсенал «ТОНАРа»

Тракторный арсенал «ТОНАРа»
13 Июля 2018
Четверть века назад этот завод узнала вся Россия благодаря прицепам для розничной торговли, а его название стало нарицательным для передвижных торговых точек. Сегодня машиностроительный завод «ТОНАР» у большинства ассоциируется с автомобильными полуприцепами и самосвальными автопоездами. И немногие знают, что в модельном ряду «ТОНАРа» немало техники для агропромышленного комплекса.

Собственно, и среди полуприцепной техники МЗ «ТОНАР» есть немало машин для АПК. Полуприцепы для перевозки скота и птицы, картофелевозы с донной разгрузкой, автопоезда-зерновозы – и это далеко не полный перечень выпускаемой продукции. Но сегодня речь пойдет не о них. Темой данной статьи будут тракторные прицепы «ТОНАР» – наименее освещенная в прессе часть модельного ряда завода.

Обращение к сельскохозяйственной теме было для «ТОНАРа» неслучайным. Многие советские предприятия, выпускавшие такую технику, с переходом к рыночным отношениям прекратили существование. А те, что остались, в большинстве случаев свернули выпуск сельхозтехники и перешли к производству более выгодной продукции. Работать «на склад», как при плановой экономике с огромными дотациями, стало уже невозможно, а платить за технику по рыночным ценам аграрникам было нечем. Отечественное сельское хозяйство в 90-х не входило в число государственных приоритетов, а хлынувшие на рынок дешевые зарубежные продукты и вовсе лишили смысла выращивать что-либо на своих полях. Те немногие хозяйства, которые все-таки сохранили собственное производство, удовлетворяли потребности в обновлении парка машин за счет зарубежных компаний, заполнивших в одночасье российский рынок сельхозтехники.

Однако к началу 2000-х ситуация начала меняться. Как оказалось, зависеть от зарубежных поставок сельхозпродукции не так уж замечательно. И цену могут без причин повысить, и экономическим шантажом под угрозой голода не побрезгуют. Так или иначе, АПК в России начал возрождаться. Выращивать овощи и разводить скот снова стало выгодно не только крупным компаниям, но и маленьким хозяйствам, и фермерам-одиночкам. Вот тут и возник вопрос: а где же техника для АПК? Стоимость зарубежной для небольших хозяйств неподъемная, а отечественных производителей с доступными ценами почти не осталось. Покупка бывшей в употреблении техники проблему не решала – это всегда лотерея, а рисков в АПК и без этого хватает. В общем, ситуация на российском рынке оказалась благоприятной для появления новых брендов производителей сельхозтехники.

Одним из них и стал МЗ «ТОНАР». Завод к тому времени уже имел положительный опыт производства прицепной техники, а современное оборудование позволяло обеспечить качество на уровне зарубежных аналогов. Бренд «ТОНАР» был хорошо знаком во всех регионах России, что упрощало продвижение новой техники на рынке, а сформированная сеть сервисных станций была еще одним плюсом для клиента.

Для транспортных работ в АПК «ТОНАР» предлагает два вида тракторных прицепов: самосвалы и платформы. Первым самосвальным прицепом, освоенным заводом, был ПТ-2 грузоподъемностью 15 т. Ходовая часть прицепа двухосная, а кузов оборудован задним бортом с гидравлическим приводом.

Одноосный самосвальный прицеп ПТ-9 грузоподъемностью 8 т в основном предназначен для перевозки овощей и силоса. При установке сетчатых надставных бортов объем кузова увеличивается с 10 до 16 м³. В 2017 году «ТОНАР» показал новинку на его базе – прицеп для перевозки винограда. Его внутренние поверхности изготовлены из нержавеющей стали, а сверху кузов закрывается двустворчатой крышей с гидравлическим приводом.

Прицеп-платформа ПТ-7 предназначен для перевозки овощных контейнеров и цилиндрических рулонов сена. Платформа может иметь длину 7,5 или 9,9 м. В 2017 году был показан вариант ПТ-7 для работы на уборке овощей и корнеплодов, главным образом моркови. При движении рядом с комбайном деревянные контейнеры благодаря поворотной ферме наклонены в сторону погрузочного транспортера, что снижает повреждение корнеплодов при падении. После загрузки ферма с контейнерами переводится в вертикальное положение, и урожай везут на приемный пункт. Такая конструкция позволяет снизить количество циклов погрузки-разгрузки на пути от поля к складу и уменьшить потери урожая от механических повреждений.

Для уборки хлеба «ТОНАР» предлагает две модели бункеров – перегрузчиков зерна. ПТ-1 с трехосной тележкой имеет объем кузова 36 м³, двухосный ПТ-5 оборудован 22-кубовым кузовом. Бункеры-перегрузчики оснащены системой взвешивания груза с тензодатчиками и могут использоваться как по прямому назначению, так и для загрузки посевных комплексов и машин для упаковки зерна.

Универсальный бункер-перегрузчик ПТ-4 в базовом варианте является обычным транспортным прицепом. При установке на задний борт дополнительного оборудования он может работать как перегрузчик сахарной свеклы или разбрасыватель твердых органических удобрений. Объем кузова прицепа составляет 22 м³, грузоподъемность достигает 15,7 т.

В заключение следует упомянуть и о подкатной тележке ПТТ. Она обеспечивает возможность буксировки трактором обычных автомобильных полуприцепов на полевых и внутрихозяйственных дорогах.

Все тракторные прицепы «ТОНАР» комплектуются гидравликой ведущих мировых производителей, а использование при их производстве сварочных роботов и автоматизированных линий резки металла значительно повышает качество и надежность рам и кузовов. Для снижения давления на почву возможна установка сельхоз шин низкого давления.

В 2018 году ожидается появление обновленных моделей сельскохозяйственных прицепов, о которых мы обязательно расскажем. 

Тракторные прицепы ПТ-9 и ПТ-2
Тракторный прицеп, вид спереди
Прицеп для транспортировки винограда ПТ-9
Площадка ПТ-7 с фермой для овощных контейнеров
Бункер-перегрузчик зерна ПТ-5
Леонид КУЗНЕЦОВ, фото автора