4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Производство/ПСМА и «французы» калужской сборки

ПСМА и «французы» калужской сборки

ПСМА и «французы» калужской сборки
15 Июня 2018
Весна 2018 года дала старт выпуску в России коммерческих фургонов Citroёn Jumpy и Peugeot Expert нового поколения. Местом производства полного цикла вполне логично выбран завод «ПСМА Рус» (ООО «Пежо Ситроен Митцубиси Автомобили Рус»), расположенный в индустриальном парке «Росва» в 25 км от Калуги. Ранее серийно здесь собирали только легковые автомобили двух французских и одной японской марок: Citroёn, Peugeot и Mitsubishi. Этот шаг предпринят в свете ожидаемого оживления спроса, и на то есть свои причины.

Французская автомобилестроительная компания Groupe PSA со штаб-квартирой в Париже была создана в 1976 году. Позже второй по величине производитель автомобилей в Европе был переименован в PSA Peugeot Citroёn (1991–2016 гг.). Является владельцем брендов Citroёn, Peugeot, Opel, Vauxhall, DS Automobiles, Hindustan Motors.


Выбор умом и сердцем

Россия давно и прочно заняла достойное место в автомобильном сообществе не только Европы, но и всего мира. Дело даже не в объемах производства, хотя ежегодно выпуск всех транспортных средств превышает 2 млн экз. Важнее потенциал спроса, и здесь нам практически нет равных.

В отличие от насыщенной автомобилями Европы, рынок РФ готов потреблять значительно больше, чем в настоящее время. Неудивительно, что иностранные промышленники стремятся открыть здесь собственное производство или СП. Первой из французских компаний машиностроительного профиля была Renault, затем пришли Citroёn и Peugeot.

Все началось в 2010-м с крупноузловой сборки SKD (Semi Knock Down, от английского «полуразобранный»). В принципе это обычная практика для многих компаний, открывающих собственное производство за рубежом. Уже с 2012 года на предприятии внедрили метод CKD (Complete Knock Down, от английского «полноразборный»). Это позволило на законных основаниях снизить пошлины на импорт узлов, деталей и комплектующих. Сами французские автомобили получили маркировку «Сделано в России».

Бизнес-стратегия

Почему местом размещения завода выбрана Калужская область? Потому что близко к столице, есть развитая дорожная сеть, проложены коммуникации и т. д. Кроме того, здесь успешно развивают свой бизнес другие европейские компании.

Особая экономическая зона «Калуга» была создана в 2012 году. Она вобрала 12 индустриальных парков общей площадью 7572,9 га. «Росва» площадью 785 га получило статус индустриального парка 10 марта 2009  года, а ООО «ПСМА Рус» заняло земельный участок размером 145 га. Отсюда до трассы М3 «Украина» всего 2 км и еще 23 км до Калуги. В выигрыше оказались и французские бизнесмены, и российская сторона.

Справедливости ради нужно уточнить, что в кризисный период Groupe PSA едва не ушла с российского рынка вслед за коллегами, например, из GM. Но руководство проявило мудрость, решив в 2014 году остаться. И время показало: был сделан верный ход. Лучшие умы компании приняли стратегию: наперекор трудностям собирать в России как можно больше французской техники.

Свежую бизнес-модель назвали «Back in the Race» (Возвращение в гонку). Прошло четыре года, и французская сторона озвучила новую стратегию: «Push to Pass» (Нажать, чтобы обогнать). В 2016-м последовали инвестиции в калужское производство – как раз с прицелом на ожидаемый рост регистраций малотоннажных автомобилей в России.

Генеральный директор ООО «ПСМА Рус» Николя Фебве не скрывает, что главной задачей было производство новых моделей на существующих мощностях. Для этого проделали большой объем работ: усовершенствовали логистику, модернизировали сборочный конвейер, подготовили оборудование для настройки и испытаний техники. Усилия окупились сторицей: количество деталей на участках сборки удвоилось, нагрузка на персонал была оптимизирована, а непроизводственные потери заметно снизились.

Локализация новеньких

Для расширения продуктовой линейки завода были выбраны LCV как наиболее перспективные в плане потребительского спроса. Российский дебют Citroёn Jumpy и Peugeot Expert последнего поколения прошел в мае 2017 года. Тогда стартовали продажи машин французской сборки. Осенью кроме фургонов на рынок вывели микроавтобусы Citroёn SpaceTourer и Peugeot Traveller. Они тоже были продуктами французского завода Севельнорд.

С марта 2018-го маркировку «Сделано в России» получили цельнометаллические фургоны Citroёn Jumpy и Peugeot Expert. Летом она появится на микроавтобусах Citroёn SpaceTourer и Peugeot Traveller калужской сборки. Машины рассчитаны на девять (8 + 1) и десять (9 + 1) человек.

Будут и грузопассажирские версии по схеме 4 + 1 и 5 + 1. На базе новинок разработаны социальные такси, мобильные лаборатории, рефрижераторы, передвижные мастерские, инкассаторские броневики, машины скорой помощи. Отдельные варианты представили рядом с центральной проходной завода.

Всех их коснулась локализация. Например, фургоны Citroёn Jumpy и Peugeot Expert получили российские бамперы, стекла, пластиковые детали экстерьера, диски и шины. Вся сварка тоже наша. Щиток приборов, элементы конструкции сидений, их тканевая обивка, все ковровые покрытия, верхняя часть обивки кабины – тоже производства РФ.

Что на конвейере?

Уже известна спецификация «французов» российского производства. Они получат длину 4950 и 5300  мм, высоту 1948 мм, колесную базу 3275 мм. Объем грузового отсека фургонов полной массой до 2,5 т и более 3,0 т составит от 5,8 до 6,6 м3. Фургоны идут с дизельным двигателем рабочим объемом 1,6 л (90 л. с./215 Н·м) и 5-ступенчатой механической КПП, а также двухлитровым мотором (150 л. с./370 Н·м) с «механикой» на шесть передач.

«Французы» калужского производства получили антиблокировочную систему с функцией распределения тормозных усилий (ABS + AFU) и программу динамической стабилизации с антипробуксовочной системой (ESC + ASR). В оснащение добавлен ассистент при начале движения на подъеме (Hill Assist) и датчики давления воздуха в шинах. С завода идут две фронтальные airbags. Для безопасности введена функция напоминания об усталости водителя и центральный замок с автоматической блокировкой при начале движения.

Заводская комплектация, конечно, не люксовая, но и не спартанская. Она составлена по принципу разумной достаточности. Отсюда неокрашенные бампера, молдинги, ручки дверей и обтекатели зеркал. Шины российского производства посажены на 16-дюймовые штампованные стальные диски. У машин из 40-го региона усиленная подвеска, увеличенный дорожный просвет, полноразмерная «запаска» и металлическая защита картера двигателя. Фронтальная светотехника идет с галогенными фарами, «противотуманками» и дневными ходовыми огнями. Для России выбрана АКБ увеличенной емкости, предпусковой подогреватель двигателя, обогрев форсунок стеклоомывателя и зоны покоя щеток.

В базе ГУР, регулируемый по высоте и вылету руль, импульсные электрические стеклоподъемники, обогреваемые зеркала заднего вида с электроприводом. В оснащение включен круиз-контроль, ограничитель скорости на подрулевом переключателе и две розетки на 12 В. Передние сиденья с трехступенчатым подогревом подушки и спинки. Фургоны российской CKD-сборки поступают к дилерам с металлической перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. У них сдвижная дверь по правому борту и задняя распашная дверь с двумя створками и углом открывания 180º.

Комплектации и цены

Калужские модели Citroёn Jumpy Business и Peugeot Expert Premium Pack получили расширенный список оснащения. В нем есть система Moduwork с откидывающимся сиденьем пассажира и лючком в перегородке для перевозки длинных предметов. В наличии кондиционер, парктроник, датчики дождя и света. В комплектацию Premium кондиционер включен без доплаты, а для версии Pro это опция за 60 тыс. руб.

В стандарте предусмотрена окраска кузова в белый цвет. За серебристый, серый и черный «металлики» требуется доплата в 30 тыс. руб. Электропроводка для спецавтомобилей тянет на 12 тыс. руб. Остальное допоборудование готовы предложить уже дилерские центры на местах.

Минимальная цена на Peugeot Expert российской сборки установлена в 1 389 900 руб. Вариант L2 полной массой 2495 кг стоит от 1 469 900 руб. За эти деньги покупатель получает грузовое пространство в 5,3 м3, способность везти 768 кг груза и двигатель мощностью 90 л. с. С тем же объемом кузова, полезной нагрузкой 1332 кг и 150-сильным мотором фургон полной массой 3149 кг доступен уже за 1 619 900 руб.

Такой же ценник у 6,1-кубового L3 полной массой 2495 кг и грузоподъемностью 666 кг. Более вместительный фургон объемом 6,6 м3 и полезной нагрузкой в 1277 кг при полной массе 3106 кг имеет стоимость от 1 759 900 руб. Аналогичный прайс-лист составлен для Citroёn Jumpy. Цены на технику 2018 года выпуска указаны без учета промоакций, спецпредложений и скидки по trade-in.

В 2018 году с помощью фургонов Citroёn Jumpy и Peugeot Expert французская компания намерена завоевать 8 % рынка РФ в сегменте LCV. По словам заместителя гендиректора Peugeot Citroёn в России Александра Мигаля, для клиентов действует специальное лизинговое предложение с низкой процентной ставкой. Интервалы технического обслуживания для «французов» российского изготовления такие же, как и для импортируемых из Франции. Словом, у этих автомобилей есть все шансы укрепить позиции как Citroёn, так и Peugeot. Собственно, для этого их и поставили на конвейер в Калуге.

Когда текущий номер STB готовился к печати, стало известно о смене топ-менеджеров российского представительства PSA. Исполнительный вице-президент компании и главный управляющий директор по России и региону Евразия и СНГ Кристоф Бержеран перешел на руководящую работу в Adam Opel AG. Его кресло здесь занял 33-летний Яник Безар. До этого он с 2010 года руководил подразделением Groupe PSA по качеству и закупкам.

Александр ТРОХАЧЕВ, фото автора