7/2019
Свежий номер
журнала № 7/2019
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Место события/Scania на делянке: «Лесоруб XXI века»

Scania на делянке: «Лесоруб XXI века»

Scania на делянке: «Лесоруб XXI века»
1 Февраля 2019
Устьянский район Архангельской области стал местом проведения IV чемпионата России «Лесоруб XXI века». В период 8–11 августа 2018 года сюда съехались сотни участников и тысячи гостей. В центре внимания оказались соревнования операторов на форвардах, харвестерах, гидроманипуляторах, лесных погрузчиках, экскаваторах. Вместе с другими представителями отрасли меня в большей степени интересовала лесовозная техника Scania. О ней и пойдет речь.

Техника «АрхСкана»

Прошлогодний чемпионат России собрал более 1500 участников и гостей, а нынешний – 2500. Год назад мериться силами и профессиональными навыками, показывать свою технику приехали бизнесмены из Бельгии, Германии, Канады, Норвегии, США, России и Финляндии. В этом году на чемпионат зарегистрировалась 51 команда и 51 индивидуальный участник из 10 лесных регионов РФ.

Шведские грузовики для лесной индустрии традиционно представил официальный дилер Scania в Архангельской области – компания «АрхСкан». Для проведения конкурса операторов гидроманипуляторов был выделен автомобиль-сортиментовоз на шасси Scania G500B6x6HZ с лесовозной надстройкой Alucar м КМУ Epsilon M100L97.

Для знакомства с новой техникой made in Sweden была организована статичная экспозиция и тест-драйв моделей строительной гаммы Scania XT. Интерес к ней вызван новыми транспортными решениями, направленными на повышение рентабельности лесозаготовительного бизнеса российских и совместных предприятий.

Забегая вперед, отметим: операторы гидроманипуляторов для погрузки леса, участвовавшие на лесовозе Scania с надстройкой Epsilon M100L97, вошли в тройку лидеров! Более того, в индивидуальном зачете конкурсанты на этой технике завоевали призовые места с четвертого по седьмое. Директор департамента по поддержке бизнеса ООО «Скания-Русь» Карел Геирнаерт так прокомментировал эти результаты:

– На главном отраслевом соревновании лесозаготовителей наши автомобили вновь подтвердили свои преимущества. Они создали оптимальные условия для победы сразу семи водителей сортиментовозов из ГК «УЛК», Бабаевского ЛПХ, Ленского ЛЗУ, предприятия «Форест-Центр Архангельск». Чем не доказательство высокой эффективности новой техники?!

ХТ для тяжелой работы

Уместно вспомнить, что новое поколение ХТ впервые выделено в отдельный сегмент техники Scania для самых тяжелых условий эксплуатации. У многих транспортников это сразу вызвало ассоциации со строительной отраслью и, прежде всего, с самосвалами. Но Scania XT предназначена и для лесозаготовителей – об этом говорит их спецификация.

В частности, представленные автомобили имеют полноприводную трансмиссию и выносливые двигатели. При шестицилиндровой рядной конструкции дизели выдают на-гора 500 л. с. и развивают максимальный крутящий момент 2550 Н·м. Такие характеристики позволяют уверенно вывозить древесину с делянок в условиях бездорожья. И это не голое утверждение: модели в показанных «спеках» уже зарекомендовали себя выносливыми рабочими лошадками на лесных дорогах Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми.

Общеизвестно, что место проведения чемпионата «Лесоруб XXI века» – Архангельская область – выбрано организаторами неслучайно. Лесопромышленный комплекс региона является крупнейшим в Северо-Западном федеральном округе. И любой специалист подтвердит: условия работы здесь крайне сложные: резкие перепады температур, повышенная влажность, оставляющие желать лучшего дороги… Поэтому неспроста тест-драйв в таких условиях считается достойной проверкой на «профпригодность».

Алексей Кузнецов, коммерческий директор ГК «АрхСкан/ВологдаСкан» в этой связи отметил:

– Здесь сама реальность бросает вызов человеку и технике. И Scania ответила на этот вызов новой линейкой техники для лесозаготовителей. На ее основе мы создаем готовые решения для бизнеса и помогаем предприятиям повышать рентабельность в жестких условиях рынка.

На практике это означает, что каждая программа поставщика техники индивидуально настраивается под нужды заказчика. Например, для перевозчиков организуют мобильные СТО непосредственно на рабочих площадках. Это помогает избежать даже минимальных простоев техники и связанных с этим финансовых потерь.

Выбор бизнесменов

Общение с гостями «Лесоруба XXI века» позволило понять, что же именно нравится перевозчикам в новых грузовиках Scania. Это особенно важно для оценки развития лесовозного бизнеса на шведских большегрузах в плотном конкурентном окружении.

Александр Милованов, механик ООО «АрхСкан», г. Вельск Архангельской области, подчеркивает: в конструкции Scania XT очень много изменений, в частности по подвеске. Раньше в рессорном варианте были простые пальцы, сейчас поставили болты. Прежде на бездорожье нередко ломались пальцы рессор. Теперь эта проблема должна уйти в прошлое.

В поколении NEXT Generation используются новая кабина и новый двигатель с топливной рампой высокого давления ТНВД. Рессоры остались прежними, а задние серьги рессор сделали новой формы, с сайлент-блоками. Они держат более высокую нагрузку при попадании в ямы, съезде с асфальта и дольше ходят. Переднюю ось немного сместили по ходу движения на 50 мм, что оптимизировало управляемость автомобиля и улучшило торможение. На представленном лесовозе подключаемый «передок», но будет и версия с постоянным полным приводом.

На полноприводной версии 6х6 блокировки остались прежними. Сначала включается межосевая задняя, потом подключается межосевая блокировка передней оси, блокируется задняя межколесная тележка, потом передняя межколесная блокировка. Когда появится постоянный полный привод, водителю не придется при съезде с дороги включать передний мост. В России уже есть новые Scania XT с таким приводом 6х6, в частности в Вельске. Со всеми ведущими колесами груженая машина гораздо легче едет по грунту. Дилер поставляет клиенту технику в оптимальной для его бизнеса спецификации. Например, на новом лесовозном тягаче стоит задняя тележка с допустимой нагрузкой 30 т, хотя есть и 40-тонные. На выбор перевозчика есть двух-, трех- и четырехлистовая передняя подвеска. На тестируемом варианте в дни проведения чемпионата стояла трехлистовая. Допустимая нагрузка на передний мост составляла 8,5 т.

Вообще шведская компания ввела новую линейку грузовиков, чтобы полностью вытеснить старую. Компания настолько уверена в своем продукте, что не боится детских болезней. Кроме того, нельзя было бесконечно совершенствовать одно поколение, настал черед двигаться дальше. Все перестраивается одновременно, и это очень смелый шаг. Пока идет смена поколений, в первый год-два производитель теряет часть клиентов. Их, конечно, можно будет потом вернуть, но определенные финансовые риски существуют.

Уже при посадке в кабину от издаваемых звуков приходит понимание, что это совершенно другой продукт. Как закрывается дверь, как устроено кресло водителя, как работает мотор – все говорит о высочайшем уровне исполнения. Стал лучше обзор, а всего-то и понадобилось – сместить водителя на 2 см ближе к двери. И уже другой обзор по зеркалам, и стойка закрывает меньше пространства, и ветровое стекло ближе. Отдельной похвалы заслуживают бытовые аспекты: огромный спальник, организация зоны отдыха, обилие мест для хранения мелких предметов. Для человека, большую часть жизни проводящего на работе, это чрезвычайно важно. Такого человека нужно уважать и создавать для него все условия, и Scania с поставленной задачей справилась!

МИЛОВАНОВ Александр, механик ООО «АрхСкан», г. Вельск Архангельской области: – Специфика лесовозного бизнеса такова, что большинство заказчиков выбирают не лесовозные тягачи с полуприцепами, а шасси с лесовозной надстройкой и гидроманипулятором. Объясняется это тем, что для загрузки «шаланды» на делянку нужно посылать дополнительную технику. К тому же автомобиль может работать в сцепке с четырехосным прицепом с раздвижной рамой. Они берут по три 4-метровые пачки или по две 6-метровые. А с «шаландой» нужно посылать две машины: сначала «шаланда» входит вместе с «фишкой» и загружает ее, а потом себя. И полуприцеп способен взять только две «шестерки» объемом около 40 м3, а на машину с прицепом входит 83 «куба». Из надстроек многие клиенты предпочитают Yufa, «Новтрак», Epsylon. Из КМУ предпочитают Palfinger и Kesla.

Сервисная поддержка

По отзывам специалистов, с точки зрения удобства и продуманности нюансов сервисного обслуживания Scania XT – техника XXI века. Теперь сама машина решает, когда ей пора ехать на ТО. Например, тягач, занятый на перевозке топлива, может иметь увеличенный интервал замены моторного масла, поскольку по пыльным дорогам не ездил, в пробках не стоял, экстремальных нагрузок не испытывал. И, наоборот: если автомобиль гоняли и в хвост, и в гриву, периодичность заезда на СТО может быть пересмотрена в сторону уменьшения интервала обслуживания.

Некоторые перевозчики почему-то забывают, что периодичность ТО зависит не только от условий эксплуатации, но и от сидящего за рулем. И нередко игнорируют заводское руководство по эксплуатации. Между тем, современные автомобили сильно отличаются от техники прежних поколений.

По признанию профессионалов, главная задача инструкторов по вождению Scania – выкурить из каждого водителя дух «камазиста». Важно приучать перевозчика правильно пользоваться крутящим моментом с самых низов. Нужно приучить человека работать на 500-сильной машине экономно, чтобы она не ломала бизнес из-за высокого расхода топлива. Водителя следует учить грамотно пользоваться грузовиком: системой обогрева, тормозами, ретардером, холостым ходом. По большому счету, в России нет давних традиций «научно» эксплуатировать автомобильную технику.

По отчетам системы мониторинга парка Scania FMS видно, что прошедшие обучение водители меньше допускают работу на холостом ходу. Если рассуждать философски, инструктор приносит пользу не только конкретной компании, но и планете Земля: меньше дизтоплива сжег автомобиль – меньше вредных выбросов произвел. Не думать об этом в XXI веке – преступление!

На тест-драйве в Архангельской области представлены три единицы техники Scania: седельный тягач G500 (6х6) с полуприцепом «Новтрак», лесовоз G500 (6х6) с надстройкой Alucar и самосвал Р440 (6х6). На этой технике улучшена обзорность (стало меньше мертвых зон), оптимизированы тяговые характеристики (мотор тянет с самых низов), стабильнее управляемость (чувствительнее обратная связь на руле). В модернизированной коробке передач Opticruise есть два стационарных режима (раскачка, маневрирование) и три программируемых: экономичный, нормальный и мощностной. Кроме того, есть режим для движения по бездорожью – Off Road.

Я проехал на разных грузовиках Scania, и они мне понравились. Знаете, Scania всегда была «старым надежным трактором» – так называли ее между собой дальнобойщики. Теперь чинить машину на коленке не нужно. Во-первых, электроника подсказывает, когда и что следует делать по сервису. Во-вторых, появились сервисные контракты FLEX, предусматривающие гибкий план технического обслуживания. А от того, как водитель ездит, будет зависеть периодичность заезда на СТО.

МОЛЧАНОВ Сергей, менеджер по корпоративным продажам лесовозной техники ООО «Вологда Скан»: – Новое поколение требует профессио­нального сервиса. Нужно не просто крутить гайки и менять какие-то элементы, но обязательно подключать диагностическое оборудование и тестировать все системы. Автомобиль стал конструктивно сложнее и технически совершеннее, но проблем с обслуживанием от этого не прибавилось. При грамотном обращении автомобиль будет меньше времени находиться на СТО, а по Архангельской области они есть в Вельске, Вологде, Котласе, Архангельске. У новых сервисных партнеров будут организованы небольшие склады запчастей, и там станут базироваться сервисные механики Scania. В регионе небольшое количество магистральных тягачей, много лесовозов и самосвалов. Основная специфика – спрос на тягачи для тяжелых условий эксплуатации 6х4 и 6х6, а также самосвалы с такой же колесной формулой. А вот лесовозы – только 6х6, клиенты уже не хотят 6х4. И количество новых Scania XT пусть никого не пугает: у нас есть инструктор по обучению водителей. Он выезжает на место и там проводит теоретический, а затем и практический курсы. Есть и профессиональные сервисмены, готовые оказать техническую поддержку на самом высоком уровне. 

Техника IV Чемпионата России "Лесоруб XXI века"

Гидроманипуляторы:

  • Велмаш VM10L74 на шасси КАМАЗ
  • Epsilon M100L97 на шасси MAN
  • Epsilon M100L97 на шасси Scania

Погрузчики:

  • Caterpillar CAT972L
  • Volvo L180H

Экскаваторы:

  • Caterpillar CAT320
  • John Deere E210LC
  • Komatsu PC200-8MO
  • Volvo EC220DL

Харвестеры:

  • John Deere 1270G
  • John Deere E260LC
  • Komatsu 931
  • Komatsu PC200LC с агрегатом S132
  • Komatsu PC200LC-8MO с агрегатом Logset TH75X
  • Ponsse Ergo 8W
  • Rottne H11D
  • Volvo EC220DL(F) с LogMax

Форвардеры:

  • John Deere 1510G
  • Komatsu 875
  • Logset 8FGT
  • Ponsse Buffalo
  • Rottne F15D


ТЕХНИКА SCANIA НА ЧЕМПИОНАТЕ 2018 ГОДА

В конкурсе:

Лесовоз на шасси Scania G500 B6x6HZ с надстройкой Alucar и краном Epsilon

В статике:

  • Седельный тягач S500 A4x2NA
  • Седельный тягач G440 A6x4SA
  • Лесовоз на шасси Scania P440 B6x4HZ

На тест-драйве:

  • Самосвал P440 B6x6HZ с самосвальным кузовом Wielton
  • Седельный тягач G500 A6x6EH с полуприцепом «Новтрак»
  • Лесовоз на шасси Scania G500 B6x6HZ с надстройкой Alucar и краном Kesla

Седельный тягач G500 A6x6EH с полуприцепом «Новтрак»
Scania P440 B6x6HZ с самосвальным кузовом Wielton
Лесовоз на шасси Scania G500 B6x6HZ с надстройкой Alucar и краном Epsilon
Привод на переднюю ось обеспечивает повышенную проходимость
Ведущие мосты Scania рассчитаны на тяжелую работу
Доступ к двигателю просто великолепный!
МИЛОВАНОВ Александр, механик ООО «АрхСкан», г. Вельск Архангельской области
МОЛЧАНОВ Сергей, менеджер по корпоративным продажам лесовозной техники ООО «Вологда Скан»
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора