1/2018
Свежий номер
журнала № 1/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

5 - 8 июня 2018

Выставка строительной техники

27 - 30 августа 2018 года

22-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля

27 сентября 2018 года

Техническая конференция

Все события

Главная/Рубрики/Место события/Мировые парни: механики Scania

Мировые парни: механики Scania

Мировые парни: механики Scania
1 Марта 2018

Учебный центр Академии Scania в подмосковном Голицыне стал местом проведения национального финала соревнований механиков Scania Top Team 2017–2018. В очной борьбе 16 февраля встретились семь сильнейших команд из разных регионов РФ. Победителю предоставлено право бороться в одном из отборочных туров лучших «сборных» европейских станций технического обслуживания. Две лучшие из них получат право добыть победу в международном суперфинале, который пройдет в декабре 2018 года в шведском городе Сёдертелье.

Конкурс лучших

Мысль определять и поощрять лучших по профессии среди сервисных специалистов Scania родилась в Швеции. Первый конкурс механиков здесь организовали в 1989 году, второй провели в 1996-м среди пяти скандинавских государств. Через следующие семь лет, в 2003 году, в соревнованиях приняли участие сервисмены 17 стран. Далее Scania Top Team стали устраивать раз в два года.

В 2005 году конкурс собрал представителей 21 государства, в 2007-м – 31. В 2009-м из-за мирового финансового кризиса Top Team не проводили, зато в 2011-м представительство выросло до 44 стран, включая Россию. В 2013 году профессиональными знаниями и навыками мерились уже 58 держав, а в 2015-м – 70! Сейчас их тоже 70, а количество занятых сервисменов перевалило за 8000.

Нынешний конкурс Scania Top Team проводится в России уже в четвертый раз подряд, и он растет. В 2011 году в РФ было создано всего четыре команды механиков Scania. Лучшая из них на мировом финале в Бельгии заняла четвертое место из восьми. В 2013 году среди 10 финалистов сервисмены России были восьмыми. В 2015-м из 12 финалистов среди 62 команд стали седьмыми, сразу за сборной Швеции.

Специфика-2018

Основной акцент в финале национального этапа сделан на возможности сервисников испытать себя в стрессовой ситуации. В реальной жизни она может возникнуть при выполнении срочного ремонта в стационарных условиях или на выезде. Смысл как раз и заключается в реализации шанса опробовать собственные уникальные методы решения сложных и нестандартных задач в команде.

В 2018 году конкурс Scania Top Team устроен под девизом «Driving the shift» (Движение к развитию). Заместитель руководителя Академии Scania в России Евгений Петричко поясняет: «Лозунг подра­зумевает совместное движение к развитию Scania в России».

Авторитет соревнований неуклонно растет. В прошлый раз из 60 сервисных центров Scania в России в борьбу включился только 21, в этом году – 50 компаний. На предыдущих соревнованиях после второго тура в списке претендентов из РФ оставалось 15 команд, а сейчас – 47. Из 125 механиков на старте отборочного турнира 2014–2015 гг. в национальный финал прошли 25 человек, в Scania Top Team 2017–2018 гг. из 800 специалистов на старте борьбы в финал вышли 35 профессионалов.

Тогда за право бороться на международной арене бились пять команд механиков: «ВологдаСкан» из Вологды, «АльфаСкан» из Набережных Челнов, «Оренбург-Скан Сервис» из Оренбурга, две команды «Петроскан» из Санкт Петербурга. Сейчас лучшие профи составили семь «сборных». Если в конкурсе молодых водителей Scania Young European Truck Driver предельный возраст участников установлен в 35 лет, то здесь никаких ограничений нет. Возраст прошедших отбор механиков Scania Top Team в России составляет 25–45 лет, трудовой стаж – от 3 до 15 лет.

Главный приз за победу в глобальном конкурсе – 50 тыс. евро, вознаграждение за второе место составляет 30 тыс. евро, за третье – 20 тыс. евро. Как говорится, есть за что бороться. В национальном российском финале материальное поощрение меряется деньгами. Например, на предыдущем конкурсе в РФ победителям вручили новый планшетный компьютер. Обладатели «серебра» выиграли современный мобильный телефон. Бронзовым призерам достался сертификат на приобретение фирменной одежды Scania на сумму в 10 тыс. руб.

Соль соревнований

По традиции каждый отборочный тур Scania Top Team включал 50 вопросов о шведской компании и ее решениях, требованиях к грузовому транспорту и технике безопасности, охране труда и экологии. Немало вопросов касалось методов диагностики и ремонта подвижного состава и агрегатов, правил сервисного обслуживания и норм Евро-6.

В 2018 году добавились вопросы по ядам, техническим жидкостям, судовым двигателям и дизель-генераторам. Теория стала более многогранной. Как и в прошлый раз, ответы на них были проведены через систему TSM – Training Management Scania. В принципе соль соревнований состоит в повышении знаний и навыков персонала сервисных станций по продуктам компании.

Среди ключевых целей конкурса организаторы подразумевают повышение престижа профессии механика, эффективное использование фирменных инструментов, совершенствование профессиональных умений. Соревнования Scania Top Team призваны побудить специалистов к комбинированию обучения и работы в команде. Среди базовых ценностей своего рода «чемпионата мира по сервису» находятся обдуманный подход к выполнению операций, развитие моторики, выработка смекалки и установка не пасовать даже перед самыми сложными и, на первый взгляд, невыполнимыми задачами.

Даже конкуренты знают: конкурс механиков Scania повышает мотивацию сотрудников и оптимизирует взаимодействие механиков со специалистами отдела запасных частей. Закономерен вопрос: что это дает клиентам? Ответ очевиден: более качественное сервисное обслуживание. Кроме того, конкурс позволяет привлечь в профессию сотни новых молодых специалистов по всему миру.

Задания «на засыпку»

Штат команд остался прежним: пять сотрудников, включая капитана, плюс тренер. Последний в соревнованиях не участвует – он отвечает за подготовку и подсказывать во время выполнения заданий не может. Но психологическая нагрузка на него – не позавидуешь!

В финале национального этапа 2018 года отобранным командам предстояло совмещать теорию и практику – это своего рода сдача экзамена на проверку знаний и навыков. В 2015 году командам предстояло пройти четыре станции с возможностью набрать на каждой до 50 очков. В 2018-м станций стало семь: пять «боевых» и две «развлекательные», на развитие командного духа и моторики. Три станции (включая две незачетные) находились в учебных классах, четыре – в сервисной зоне.

В прошлый раз задания «на засыпку» включали сдачу теории, поиск и устранение неисправности в коробке передач Opticruise, подключение блока управления в бортовую систему, восстановление работоспособности блокировки дифференциала седельного тягача. За правильные ответы и грамотные действия команды получали баллы или теряли их за ошибки.

На этот раз претендентам на победу подготовили те еще задания! Например, на станции № 2 клиент жалуется на неисправность системы нейтрализации отработавших газов Евро-6, которую они никогда прежде не ремонтировали. Конкурсантам было необходимо считать ошибку ЕЕС3, записать каталожные номера запчастей и инструмент для ремонта, определить порядок регенерации сажевого фильтра для 13-литрового двигателя на неподвижном автомобиле. Задание требовало перечислить названия всех датчиков, которые могут быть установлены в заборнике реагента системы SCR. И – вишенка на торте – вопрос: что нужно сделать дополнительно при замене одного глушителя на другой (указаны каталожные номера). И это только половина задания в одной точке!

Станция № 3 подготовила сюрприз: на сервис прибыл автомобиль с жалобой на затрудненное включение передач. На самом деле организаторы отключили датчик педали сцепления Scania P450XT нового поколения. Неполадку нужно было определить, указать номер неисправной детали и восстановить работоспособность грузовика в строго отведенное время. Плюс дополнительно ответить на вопрос: какой датчик изображен на рисунке (код элемента, его назначение, тип сигнала от него, номер запчасти, к какому блоку управления он подключен). Под занавес программы требовалось подобрать комплект ТО «L» для данного грузовика и указать каталожные номера деталей.

Кроме грузовиков, сервис-менам было предложено повозиться и с автобусами. Так, на станции № 4 механикам предстояло выявить поломку в системе кондиционирования воздуха автобуса Scania Touring. Предыстория: при перегоне автобуса из Питера в Тюмень водитель обратился в мастерскую Scania с жалобой на некомфортную температуру в салоне и невозможность с клавиш на приборной панели открыть багажные люки по правому борту.

Станция № 6 стала экзаменационной площадкой по дизель-генераторной установке Scania. Здесь требовалось запустить сломанную ДГУ с неисправностью в электрической цепи. Легенда: перестала запускаться генераторная установка, используемая для освещения северного поселка.

Наконец, станция № 7 «Мастер трансмиссий» требовала собрать с закрытыми глазами (!) три комплектных синхронизатора в правильных сочетаниях для коробки передач GRS895. На это отводилось всего четыре минуты! Здесь же требовалось провести определенные операции на только что собранной КПП грузового автомобиля Scania и ответить на вопросы судьи. И это не весь перечень заданий!

Кто пьет шампанское

Нелишне вспомнить, что на соревнованиях Scania Top Team 2015 года абсолютным победителем со 155 баллами из 200 максимально возможных стала команда «Жгучие перцы» дилерского центра «Петроскан Сертолово». Вторыми финишировали механики «Петроскан Шушары», набравшие 141 балл. Замкнули призовую тройку уральцы из «ОренбургСкан», добывшие в честной борьбе 122 балла. Еще две команды – «ВологдаСкан» из Вологды и «АльфаСкан» из Набережных Челнов – набрали соответственно 98 и 56 баллов.

Нынешние соревнования были настолько упорными, что за бортом национального финала остались те, кто реально мог войти в список лучших. Речь о сервисных специалистах из Вельска, Вологды и Архангельска. Впрочем, проблема не только в уровне подготовки механиков. У большинства дилерских предприятий нет возможности оторвать от работы сразу несколько специалистов и направить их на длительный срок на соревнования. Да и крупные компании нередко делают это скрепя сердце.

В 2018 году по итогам всех заданий победу одержала команда «Сканеры» из ООО «Скания Сервис» (Голицыно), сумевшая набрать 143 балла. Уже 27–29 апреля 2018 года она вступит в очное противостояние лучших сборных Старого Света в итальянском Тренто. Другие участники Scania Top Team из России разъедутся по своим сервисным центрам и поделятся опытом. Другие – это занявшие второе место с активом в 127 баллов «Жгучие перцы» из ООО «Скания Сервис» (Сертолово) и бронзовые призеры  – команда «Кузнецкие медведи» из «Север-Скан Авто» (Новокузнецк), набравшая 107 баллов.

Остальные участники тоже набрались опыта. Как знать, может, в следующий раз удача окажется на их стороне.


В национальном финале встретились семь сильнейших команд из разных регионов РФ
Поиск неисправности ведет сборная «Крутящий момент»
Сервисмены выявляют поломку в системе кондиционирования автобуса
На ккаждом участке – свой тайминг
Задание выполняют «Жгучие перцы» из Питера
Починка коробки передач требует знаний и сноровки
Сборка вслепую
За ноутбуком – «Кузнецкие медведи»
Тренинг на сообразительность и слаженность
Александр ТРОХАЧЕВ, фото автора и Андрея ВОЙНОВА