4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Компоненты/Сцепления Valeo. Ездить дольше, зарабатывать больше!

Сцепления Valeo. Ездить дольше, зарабатывать больше!

Сцепления Valeo. Ездить дольше, зарабатывать больше!
2 Ноября 2018
Большинство современных грузовых автомобилей имеет механическую трансмиссию – с традиционным ручным или роботизированным управлением. В обоих случаях одним из ключевых элементов такой трансмиссии является сцепление. Оно работает постоянно – передает на коробку передач крутящий момент двигателя, и от функционирования сцепления зависят многие характеристики автомобиля. Если оно работает плохо, то динамика разгона ухудшается, а расход топлива растет. Это неизбежно сказывается на эффективности использования транспорта – приводит к увеличению расходов на эксплуатацию и снижению производительности. Качественное сцепление, наоборот, помогает повысить доходы от эксплуатации грузовиков.

Valeo – автомобильный поставщик и партнер всех автопроизводителей по всему миру. Как компания – разработчик высокотехнологичной продукции, Valeo предлагает инновационные системы и модули, способствующие сокращению выбросов CO2 и развитию интуитивного вождения. В 2017 году объем продаж группы Valeo достиг 18,6 млрд евро. Группа инвестировала в исследования и разработки более 10 % продаж на конвейер. Компания Valeo имеет 184 завода, 55 центров НИОКР и 15 платформ дистрибуции. В компании работает 111,6 тыс. человек в 33 странах мира. Компания Valeo зарегистрирована на панъевропейской фондовой бирже «Евронекст» и является участником индекса CAC-40.

Лидер в производстве

Компания Valeo – один из основных мировых производителей сцеплений. Сегодня группа Valeo выпускает множество разнообразных комплектующих: ей принадлежат производственные и сервисные компании в 33 странах, где работает более 110 тысяч человек. Но 95 лет назад ее история начиналась именно с производства фрикционных материалов, сцеплений и тормозов. Накопленный за это время опыт работы в этой области позволяет Valeo предлагать лучшие и самые выгодные технологические решения.

Сцепления Valeo поставляются на конвейеры всех ведущих производителей коммерческих автомобилей в Европе. Например, 9 из 10 автомобилей Scania и 3 из 4 Renault оснащаются сцеплениями этой марки. Половина грузовиков и тягачей на европейских дорогах имеют сцепления Valeo. Чем же эта продукция привлекает потребителей?

Сильное трение

Ключевую роль в эффективности сцепления играют фрикционные материалы. Именно сила трения между дисками и передает крутящий момент от двигателя. Valeo выпускает фрикционные материалы, характеристики которых подходят для разных условий эксплуатации.

Состав Valeo F510 оптимизирован для тяжелых условий эксплуатации: этот материал готов длительное время работать при высоких температурах без проскальзывания и с минимальным износом. Это обеспечивает низкие потери крутящего момента и, соответственно, экономит топливо. Для тяжелых машин даже небольшое снижение расхода топлива дает заметную экономию при интенсивной эксплуатации.

При создании фрикционного материала Valeo F830 одной из главных задач было снижение передаваемых вибраций. Это особенно важно для роботизированных трансмиссий, в которых переключения могут происходить довольно резко. Систематические вибрации и удары могут сократить срок службы коробки передач, не говоря о том, что они снижают комфорт для водителя, особенно при больших пробегах. Меньшая утомляемость водителей является важным фактором безопасности движения и производительности работы транспорта. Valeo F830 используется в сцеплениях, предназначенных для дальнемагистральных автомобилей. Еще одна задача, которую успешно решили создатели этого состава, – повышение износостойкости.

В состав этих фрикционных материалов не входят опасные для здоровья составляющие: асбест, органические растворители, арамидные и керамические волокна. Работа со сцеплениями Valeo безопасна для персонала СТО. Это также можно считать фактором, способствующим экономии: нет необходимости использовать дополнительные меры защиты, организовывать переработку отходов.

Эффективная конструкция

В передаче крутящего момента участвуют не только фрикционы, но и другие детали сцепления, и Valeo тщательно прорабатывает всю конструкцию.

Одна из важных задач, выполняемых сцеплением, – сокращение вибраций, передаваемых от двигателя на коробку передач, а также в кабину автомобиля и в салон автобуса. Для этого используются предварительные гасители колебаний  – небольшие пружины, расположенные тангенциально вокруг ступицы диска сцепления. Они поглощают вибрации двигателя, которые «не чувствуют» демпферы крутильных колебаний. Это важно для городского ритма движения, когда автомобиль часто стоит на светофорах, а водитель переводит рычаг в нейтральное положение. Сцепление при этом замкнуто и может вибрировать – если это не Valeo.

Как бы ни был хорош материал диска, со временем он изнашивается, и зазор между ведущим и ведомым диском увеличивается. Это приводит к увеличению хода педали и снижению эффективности передачи крутящего момента. Для уменьшения влияния износа на эффективность работы сцепления Valeo использует компенсаторы износа. Система S.A.T. – Self-Adjusting Technology, «технология саморегулировки». Это механизм, который по мере истирания фрикционного материала постепенно перемещает нажимную плиту ближе к диску. Благодаря этому величина зазора остается постоянной в течение всего срока службы. Таким образом, сцепление проработает дольше до полного износа, сэкономив деньги владельца автомобиля.

S.A.T. встраивается в корзину сцепления, которая полностью взаимозаменяема с деталью без этой системы, то есть не требует никакой специальной квалификации для установки. Система работает полностью автоматически и не нуждается в дополнительной настройке. Так что сотрудники сервиса не будут тратить на это время, и к тому же исключается риск ошибки при регулировке.

Опыт и перспективы

Головное предприятие Valeo по изготовлению сцеплений для тяжелых коммерческих автомобилей находится в Амьене (Франция). Завод производит сцепления и комплектующие для них. При заводе работает исследовательско-конструкторский центр, который постоянно ищет пути усовершенствования продукции. Он располагает полигоном для испытаний автомобилей, так что конструкторы могут проверить новые технические решения в действии. Именно здесь разработаны многие новые системы. Например, диск TH с гасителями крутильных колебаний повышенной эффективности.

Для снижения расхода топлива и выбросов углекислого газа современные автомобили получают двигатели все меньшего рабочего объема, сокращается и число цилиндров. Это приводит к увеличению вибраций, и перед создателями сцеплений стоит задача гасить эти колебания, сохраняя высокий КПД при передаче крутящего момента на коробку передач и далее на колеса. И эти задачи успешно решены благодаря гасителям колебаний: уровень демпфирования увеличен на 40 %, при этом сцепление может передавать до 4200 Н·м.

Самое главное: благодаря эффективному поглощению вибраций в диске TH можно снизить минимальную рабочую частоту вращения коленвала двигателя примерно на 200 об/мин. При этом снижается и расход топлива. Снижение, на первый взгляд, небольшое: примерно 2–3 %. Однако при пробеге дальнемагистрального грузовика около 130 тыс. км в год и среднем расходе 32 л на 100 км за год можно сэкономить на топливе для одного автомобиля до 750 евро!

Сокращая расходы

Сцепление – самый нагруженный узел в трансмиссии автомобиля. Оно работает постоянно: час за часом, день за днем, год за годом. В среднем при эксплуатации на длинных плечах они выхаживают до 600–700 тыс. км. Конечно, многое зависит от режима эксплуатации: при длительных поездках по трассам сцепление выжимают реже, а в процессе движения по городу оно срабатывает гораздо чаще и изнашивается более интенсивно. Но в любом случае качественное сцепление работает намного дольше, чем дешевое. И тем самым сокращает расходы: ведь помимо цены самого узла надо учитывать стоимость работ по замене, а также потери доходов за время простоя грузовика во время ремонта. Кроме того, качественное сцепление легче переносит тяжелые условия эксплуатации: жару, холод, повышенные нагрузки при движении на подъем, резкие разгоны.

Ассортимент сцеплений Valeo покрывает более 90 % эксплуатируемых ныне моделей грузовых автомобилей. Цель Valeo – предложить оптимальные решения для любых автомобилей и повысить эффективность их работы в любом возрасте.