4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Эксплуатация/Елабуга, Уфа, Trasco и Scania Next Gen

Елабуга, Уфа, Trasco и Scania Next Gen

Елабуга, Уфа, Trasco и Scania Next Gen
16 Апреля 2018

Шведы называют новую Scania термином Next Gen, от Next Generation (следующее поколение). Минувшим летом, еще до ее российской премьеры, перевозчики Северо-Запада РФ первыми приобрели три магистральных тягача S500 уровня Евро-6. Нынешней зимой в рамках акции «Одобрено Россией» седельный тягач компании Trasco со шторно-бортовым полуприцепом проехал маршрут от Москвы до Челябинска. Мне выпала возможность совершить рейс от Елабуги до Уфы с профессиональным дальнобойщиком Константином Булацким. И, хотя о полном сервисном обслуживании шведской техники говорить еще рано, уже есть возможность оценить автомобиль в деле.

Три первых «викинга» в России

Российскими первопроходцами в плане эксплуатации нового поколения Scania стали компании «Нордленд», «Блэйзер» и «Траско», доставляющие грузы в Европу и оттуда в РФ. Все «шведы» куплены по программе лизинга «Скания Драйв» с сервисным контрактом, страховкой и включенным обучением водителей. Пакетное предложение вобрало в себя и систему мониторинга автопарка Fleet Management System (FMS).

ООО «Нордленд» из Санкт-Петербурга выбрало для себя автомобили с кабиной цвета Fiction blue, или «фантастический синий», с двумя баками на 1500 л. Единственный вид использования – доставка свежей рыбы и морепродуктов из Норвегии и Дании в Россию в рефрижераторных полуприцепах. Кстати, в парке компании 25 «Сканий», причем 21 из них — с мощными моторами V8: R500, R560, R620 Dark Diamond, R730 Black Amber. Новая «голова» хотя и приводится в движение 500-сильным мотором, но не V-образной «восьмеркой», а рядной «шестеркой».

Руководство ООО «Блэйзер» из Выборга Ленинградской области, не мудрствуя лукаво, отдало предпочтение белому цвету White ivory. Тягач с баками суммарным объемом 1100 л поставили в сцепку с тентованной фурой и направили на перевозки из Финляндии в Россию печатной продукции и каши быстрого приготовления. Кстати, флот компании насчитывает 31 единицу Scania R-серии.

Автопарк ООО «Траско» пополнил тягач с кабиной желтого цвета Sunny yellow с баками на 1370 л. Автомобиль с колесной базой 3750 мм и рамой F950 имеет переднюю ось на параболических рессорах и заднюю на двухбаллонной пневмоподвеске. Слева стоит топливный бак на 750 л, справа – на 620 л. Аккумулятор расположен не в заднем свесе внутри рамы, а за кабиной слева. Фары – обычные «галогенки», а не ксенон со светодиодными ходовыми огнями. Кабина хоть и с ровным полом, но по оснащению почти бюджетная, рассчитанная на использование во флитовом исполнении. А в распоряжении «Траско» ни много ни мало – 350 тягачей Scania! Новый S500, как и большинство других машин компании, ездит по маршруту Россия – Германия. А в рейс из Татарстана в Башкортостан я отправился на автомобиле компании TRASCO вместе с Константином, чей водительский стаж составляет 20 лет. 

Ожидания перевозчиков

От новых шведских грузовиков транспортники ждут снижения эксплуатационных и сервисных расходов и повышения прибыльности доставки грузов. Именно поэтому было отдано предпочтение сервисному контракту – он увеличивает интервал с 45 тыс. км до 60 тыс. км и снимает головную боль с доставкой запчастей и внеплановым заездом на СТО.

Из практических соображений при заказе машины в «Траско» попросили не окрашивать бампер и ниши ступенек в цвет кабины. Кожи в интерьере тоже нет: салон выполнен из ткани в обивке сидений и стенных панелях. Зато на комфорте водителя не экономили: в комплектацию включили стояночный кондиционер и холодильник. Спальных полок две: верхняя шириной 800 мм и нижняя раздвижная, в поперечнике от 800 до 1000 мм.

На чем можно было сэкономить, так это на расходе топлива, отсюда и спецификация автомобиля. Например, передаточное отношение главной передачи 2.92 выбрали как компромисс между расходом топлива и скоростью доставки. А могло быть и значение поменьше... Машина ходит в основном по равнинной местности, отсюда и такие предпочтения. Нет интардера, без которого в холмистой местности – как без рук. Зато есть моторный тормоз в виде заслонки на выхлопе, а это, считай, безопасность на дороге и продление ресурса тормозных колодок и дисков.

В комплектации и роботизированная коробка передач Opticruise. Она переключает передачи эффективнее сидящего за рулем и не допускает ошибок по неопытности или из-за усталости. Хороший помощник водителю – круиз-контроль, распознающий топографию местности по данным GPS-навигатора.

К слову, о топливе. Новые «Скании» оборудованы двигателями Евро-6, но это не означает, что они будут заправляться только за рубежом. На этих моделях нет системы рециркуляции EGR. Вместо нее применяется только нейтрализация SCR с помощью мочевины. Правда, и в этом случае нужно заправляться не где попало, а на проверенных АЗС с гарантированно высоким качеством ДТ уровня Евро-5. Например, Константин Булацкий из «Траско» выбирает заправки «Газпромнефть». 

Интерьер под себя

Все транспортные компании делают свой подвижной состав узнаваемым. В случае с «Траско» это касается желтого цвета тягачей и полуприцепов. Помимо синего логотипа компании на дверях кабины нанесен хештег #NEXTGENSCANIARU. Это не просто визитка нового грузовика. Это еще и шпаргалка, по которой можно отслеживать перемещения S500 в социальных сетях. На решетке радиатора появились таблички Super и RUS. Вот, пожалуй, и все «элементы идентификации». На удивление, на верхнем срезе ветрового стекла нет солнцезащитного козырька – видимо, ради экономии топлива. А вот сами баки получили невзрачные, но зато надежные механические замки на крышках горловин: российская реальность!

Обычно дальнобойщики адаптируют кабины грузовиков под себя. И Константин не стал исключением, установив дополнительное оборудование. На скандинавской «голове» появились два пластмассовых ящика под комплект оборудования для ADR, цепи противоскольжения, ремни и трещотки из Европы за 150 евро. Механические замки на крышки топливных баков польского производства обошлись в 30 евро за пару. Полка на передней панели под дерево и напольный ковер по всей ширине кабины (тоже из Польши) потянули на 65 евро. Автомобильный электрочайник Waeco на 24 В из Германии стоил 45 евро. Итальянская керамическая желтая кружка-карандашница со смайликом вынула из бюджета еще 10 евро.

Надо полагать, это не последние штрихи «тюнинга», но гораздо важнее замечания по ходу эксплуатации. К двигателю, коробке передач, тормозам никаких замечаний нет. А вот отдельные моменты воспринимаются как недоработки. Скажем, удивляет холодная тыльная стенка кабины: без постельного белья и одеяла ночевать в морозы некомфортно. Пол кабины холодный даже при включенной «автономке»: она распределяет тепло по углам, а не по центру. Ночью сложно с первого раза найти клавишу включения освещения кабины.

Пластиковые держатели бутылок с напитками на центральной панели слабые – на неровностях могут не удержать емкость, в отличие от аналогов с резиновыми зажимами. Раскладной письменный столик хлипкий и не очень удобен для заполнения документов – нужно что-то подкладывать. На ветру и морозе иногда прихватывает «незамерзайку», и эффективной очистки стекла дворниками не получается. Впрочем, это сущие мелочи на фоне главных достоинств Scania Next Gen. 

Сухой остаток

Рейс от Москвы до Челябинска занял в общей сложности пять дней. На одометре значилось пройденное расстояние в 1907 км. Бортовой компьютер показал время работы двигателя 38 часов 44 минуты. Из них 8 часов 2 минуты пришлись на время работы без нагрузки, на холостом ходу.

Средняя скорость движения составила 50 км/ч, что с учетом погодных и дорожных условий совсем неплохо. Средний расчетный расход топлива должен был составить чуть больше 27 литров на каждую пройденную сотню километров. На участке Елабуга – Уфа так и было: 27,1 л/100 км и 16,1 л/ч. Однако на завершающей части маршрута от Уфы до Челябинска он ожидаемо вырос примерно на два литра. Итоговый результат: 29,1 л/100 км.

По отзывам водителя Константина Булацкого, бортовые системы безопасности, силовая линия, важнейшие агрегаты работают безотказно. Половину жизни Костя провел за рулем – из 36 лет уже 18 лет неразлучен с баранкой. В армии водил бортовой грузовик ГАЗ-53А, шнекороторный снегоочиститель на базе «Урал-375», наливники на шасси ЗИЛ-131, КрАЗ-255 и КрАЗ-260. В народном хозяйстве управлял седельным тягачом МАЗ-54323. Коммерческие перевозки в частном бизнесе осуществлял на магистральных MAN F2000 и IVECO EuroStar. Словом, Константину есть с чем сравнивать, и свою S500 ни на какую другую грузовую иномарку он не променяет!

Начальник отдела управления продуктами ООО «Скания-Русь» Павел ДУБОВИЦКИЙ:

– Новое поколение Scania существенно отличается от предыдущего. В каждом агрегате автомобиля произошли значительные изменения. Двигатель стал легче и обзавелся улучшенной системой питания, что позволяет ему развивать мощность в 500 л. с. при меньшем расходе топлива. Такое сочетание характеристик способствует снижению транспортных расходов. Установленная система автоматического переключения передач Opticruise с тормозом промежуточного вала коробки передач и новым программным обеспечением для управления трансмиссией позволяет сократить время переключения передач вдвое: с 1 секунды до 0,5. Кроме того, на автомобилях установлена новая стояночная тормозная система с электронным управлением.

Главный инженер ООО «Траско» Владимир ЖУК:

– По сравнению с другими грузовиками двигатель Scania дает преимущества за счет новизны конструкции. Другая турбина, иная топливная система, абсолютно новая – все это влияет на его оптимальную работу. При большей мощности мотора расход топлива практически такой же, как и у машин, которые у нас в парке. Очевидно, что на более высоком уровне удобство управления для водителя. Совершать обгоны стало проще и легче. Грузы стандартные, никаких специфичных транспортных задач в виде сверхтяжелых или негабаритных грузов для этого автомобиля у нас не предусмотрено. Подвеска мягче, и это хорошо как для грузов, так и для комфорта водителя. 

Алексей ОЛИН, менеджер направления подготовки водителей, отдел продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь»:

– С момента отгрузки автомобилей нового поколения прошло уже больше пяти месяцев, мы активно отслеживаем состояние машин на ежемесячной основе. На сегодняшний день среднемесячный пробег составляет около 13 000 километров, а расход топлива варьируется от 27 до 30 литров на 100 километров, при полной массе автопоезда от 18 до 29 тонн. Разница показателей обусловлена различными транспортными задачами, логистикой, наличием заказов у компаний-перевозчиков, а также, что немаловажно, навыками водителей.

Владимир ЛИСТОВ, водитель компании «Нордленд»:

– Первые впечатления от эксплуатации S500 самые положительные. Сейчас мы можем смело заявить: этот автомобиль является концептуально новым решением в нашем парке. Он имеет хорошую обзорность, что уменьшает площадь мертвых зон. Отдельно отмечу, что расход топлива у этой машины значительно ниже, чем у ее предшественников. При загрузке в 18–20 тонн расход составляет 28 литров на 100 километров в условиях эксплуатации по горным норвежским дорогам. Коробка передач отлично работает зимой и на горных перевалах. В S-кабине очень комфортно, рабочее место водителя можно назвать идеальным.

Собственник компании ООО «Блэйзер» Андрей БЕЛЯЕВ:

– Автомобиль показывает отличные результаты. За первые три месяца эксплуатации он прошел 41 676 км при полной массе в 24–28 тонн. Расход топлива варьировался от 27 до 28,3 литров на 100 километров, что можно считать хорошим показателем. Тягач ни разу не подвел и полностью оправдал все ожидания от эксплуатации, начиная от комфортабельной кабины и заканчивая топливной эффективностью.

Константин БУЛАЦКИЙ, водитель ООО «Траско»:

– Машина у шведов получилась удачная и по дизайну, и по функциональным возможностям. Мне с ростом 190 см и за рулем, и в зоне отдыха очень комфортно. Верхнюю ступеньку использую как нишу под обувь, а расстояние от пола до потолка в 207 см позволяет стоять в полный рост. Движок тяговит, не просаживается на подъемах, лишнего шума не создает. Переключения коробки передач в разных режимах мягкие, предсказуемые, без толчков. Топливная экономичность достойная: при средней массе автопоезда в 28–31 т аппетит мотора не превышал 23,4–25 литров на 100 километров. По этому показателю для бизнеса Scania Next Gen – то что нужно!

Задние фонари – светодиодные
Головной свет с галогенными лампами
У "Скании" хорошая система зеркал
Для ночлега хороши светонепроницаемые шторы
Солнцезащитный козырек с удлинителем
Практичная вещь: закрываемые боксы
Пневмобаллон новой подвески кабины
Долив "незамерзайки" можно выполнять без лейки
Павел ДУБОВИЦКИЙ, начальник отдела управления продуктами ООО «Скания-Русь»
Владимир ЖУК,  главный инженер ООО «Траско»
Алексей ОЛИН, менеджер направления подготовки водителей, отдел продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь»
Владимир ЛИСТОВ,  водитель компании «Нордленд»
Константин БУЛАЦКИЙ,  водитель ООО «Траско»
Андрей БЕЛЯЕВ, собственник  компании ООО «Блэйзер»
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора