4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Эксплуатация/Автопарк «Деловых Линий»: оптимизация бизнеса

Автопарк «Деловых Линий»: оптимизация бизнеса

Автопарк «Деловых Линий»: оптимизация бизнеса
15 Октября 2018

Один из ведущих транспортно-логистических операторов России, компания «Деловые Линии» имеет колоссальный опыт формирования и обновления мультибрендового автопарка. Грамотное построение бизнеса позволяет укреплять позиции на рынке и добиваться самых амбициозных целей. Сегодня топ-менеджеры компании делятся составляющими коммерческого успеха в области управления автопарком.

ГК «ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ» основана в 2001 году в Санкт-Петербурге предпринимателем Александром Богатиковым. Крупнейший транспортно-логистический оператор России: занимает 1-е место (свыше 26 % рынка) в сегменте перевозок сборных грузов (Infranews, 2017 г.) и 1-е место по объему складских площадей в управлении среди логистических компаний РФ (Knight Frank, 2017 г.). Оказывает весь комплекс транспортно-логистических услуг: межтерминальные перевозки сборного груза (LTL), транспортировка грузов полными еврофурами (FTL), доставка в рефрижераторах, в том числе «от адреса до адреса» по городу и региону. В портфеле услуг – авиаперевозки, контейнерные перевозки, складские и комплексные логистические услуги (3PL). География доставки – более 90 % населенных пунктов в России, а также Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Лидер среди транспортных компаний по размеру собственного автопарка: насчитывает порядка 4 тыс. машин ведущих мировых и российских производителей. Сеть терминалов насчитывает более 260 подразделений в 185 городах РФ. В группе компаний работает свыше 20 000 сотрудников по всей России.

Состав флота

В автопарке группы компаний «Деловые Линии» сегодня порядка 4000 транспортных средств различной грузоподъемности. Это малотоннажные коммерческие автомобили (включая тент, фургон, рефрижератор, гидроборт) и большегрузные автомобили (включая тент, изотермы, рефрижераторы).

В составе автопарка сегодня эффективно работают грузовые автомобили Mercedes-Benz, Scania, «ГАЗель Next», «ГАЗон Next», Ford Transit, IVECO Daily. За редким исключением, все они окрашены в черный цвет с хорошо узнаваемым фирменным логотипом желтого цвета. Реже встречаются грузовики с белой кабиной – как правило, это техника, находящаяся в аренде. Например, такими являются седельные тягачи Scania R-серии, работающие на метане. Свой подвижной состав окрашен в строгий черный цвет – как кабины, так и кузовные надстройки.

Количество перевозимых грузов впечатляет: годовой грузооборот достигает 1,4 млн тонн! И это неудивительно: в числе деловых партнеров (грузоотправители и грузополучатели) у ГК «Деловые Линии» свыше 3,5 млн клиентов – как частных лиц, так и компаний. Среди них хорошо известные россиянам «М.Видео», Gloria Jeans, Bosch и другие.

В начале 2000-х годов «Деловые Линии» работали на отечественном малотоннажном транспорте – бортовых ГАЗ-3302 «ГАЗель» с тентом, седельных тягачах КамАЗ и фургонах ВИС. За каждым автомобилем и тогда, и сейчас закреплено по одному водителю. Перед очередным рейсом сотрудник проверяет транспортное средство согласно требованиям ПДД и полностью отвечает за готовность подвижного состава.

Несмотря на наличие машин малой и средней грузоподъемности, основу автопарка составляют тяжелые грузовики. Среди них никогда не было техники китайского или корейского производства – предпочтение отдавали «европейцам». Их выбирали по целому ряду критериев и с выбором не прогадали. В настоящее время парк большегрузных транспортных средств ГК «Деловые Линии» на 90 % состоит из автомобилей марки Mercedes-Benz (60 % – флагманские Actros, 30 % – седельные тягачи Axor) и 10 % – магистральные версии Scania.

Критерии выбора подвижного состава

При выборе производителя техники определяющим фактором являются финансовые условия, а именно: программы лизинга и стоимость эксплуатации транспортного средства. Обязательно учитывается расход топлива для магистральных тягачей, надежность и ремонтопригодность узлов и агрегатов. Немаловажными факторами являются наличие дилерской сервисной сети и ликвидность на вторичном рынке.

Но и это не все. Перед принятием решения о приобретении транспортного средства автомобили берутся на тест либо в аренду. В условиях полной загрузки на реальных маршрутах становится ясно, насколько хорош тот или иной автомобиль. Тем более, есть с чем сравнивать: обычно такие маршруты уже обслуживал подвижной состав из других моделей.

На самом деле очень важным аспектом работы становится составление спецификации транспортного средства. Компании чрезвычайно важно определиться с тем, какое оборудование включать в комплектацию, а от какого отказаться. Сделаешь простую комплектацию – будут недовольны водители, станет выше расход топлива, машину будет сложнее продать на вторичном рынке. Замахнешься на богатое оснащение – столкнешься с ростом расходов и увеличением срока окупаемости. В общем, это палка о двух концах.

Между тем, благодаря годами наработанной практике у «Деловых Линий» есть свои критерии приоритетов по типу кабины, двигателю, коробке передач и передаточному числу ведущего моста. Выбор комплектации транспортного средства определяется несколькими факторами. Если приобретается десяток тягачей под определенный проект, то здесь учитывается регион эксплуатации и условия оказываемой услуги. При эксплуатации, например, в Южном федеральном округе тягачи комплектуют дополнительным холодильником и обязательно – кондиционером. Если регион эксплуатации – Сибирский федеральный округ, то транспортное средство доукомплектовывают более мощным или дополнительным автономным отопителем. А при оказании услуги по экспресс-доставке груза комплектация предусматривает высокую кабину с двумя широкими спальными местами. В случае массовой закупки транспортных средств, исчисляемой сотнями тягачей, определяющим фактором выступает финансовая составляющая. Что касается агрегатов, то здесь выбор невелик и диктуется производителем.

«Домашняя» мастерская

Специализация ГК «Деловые Линии» – это перевозка сборных грузов, междугородние перевозки еврофурами, доставка от адреса и до адреса по городу и региону, а также комплексные логистические услуги – 3PL. География – вся территория РФ и стран ближнего зарубежья.

Одним из самых длинных маршрутов считается Санкт-Петербург – Хабаровск. Его протяженность – порядка 10 000 км, а время в пути – 14 дней в одну сторону. При подборе тягача на данный рейс логисты группы компаний «Деловые Линии» обращают внимание на пробег транспортного средства и срок проведения очередного планового ТО. Важно, чтобы этот срок не наступил в ходе выполнения рейса. Именно поэтому перед каждым рейсом все транспортные средства проходят технический контрольный осмотр.

В условиях большого парка группа компаний обсуживает машины как у дилеров, так и самостоятельно на собственных СТО. Почти 70 % малотоннажных автомобилей ГК «Деловые Линии» обслуживается на официальных дилерских станциях, а остальные 30 % – у сторонних контрагентов. Решение принято на основании многолетнего опыта работы с различными СТО. Кстати, качество сервиса у официальных дилеров при такой же стоимости услуг выше.

По тяжелым грузовикам ситуация несколько иная. У «Деловых Линий» есть собственная сеть СТО, которые наделены статусом «домашней» мастерской. Поэтому 80 % всех ремонтов и ТО проводится собственными силами и лишь 20 % – у официального дилера Mercedes-Benz. Компания обращается к дилеру по гарантийным ремонтам и в случаях, когда отсутствует возможность ремонта собственными силами. Например, поломка происходит в ходе рейса и дилерская станция находится существенно ближе, чем собственная СТО. Такое решение объясняется себестоимостью ремонта.

Планирование обслуживания

Средний пробег автомобилей класса LCV в ГК «Деловые Линии» составляет 45 тыс. км в год. Плановое техническое обслуживание проводится через 20 тыс. км. Минимизация простоев достигается благодаря проведению необходимых ремонтных работ в выходные и праздничные дни. Также в группе компаний есть необходимый запас наиболее востребованных запасных частей. Это существенно сокращает время простоя и увеличивает мобильность подвижного состава.

Для тяжелых грузовиков расклад иной. Скажем, средний годовой пробег магистрального тягача составляет около 150–170 тыс. км. Плановое техническое обслуживание проводится через 60–80 тыс. км (в зависимости от модели транспортного средства). Минимизация простоев достигается за счет контроля на всех этапах постановки транспортного средства в ремонт. В «Деловых Линиях» функционирует собственная система TMS, разработанная системным интегратором BIA Technologies. Среди прочего она фиксирует время подачи транспортного средства в ремонт и время выхода из ремонта.

Но и это не все! На собственных СТО есть пополняемый запас расходных материалов и запасных частей. Существует и прямой контракт с производителем на поставку оригинальных запасных частей в рамках статуса «домашней» мастерской, что позволяет обслуживать собственный парк даже в гарантийный период. В дополнение ко всему сотрудники СТО проходят профессиональную подготовку в центре обучения Mercedes-Benz.

Срок службы малотоннажного транспорта в «Деловых Линиях» не превышает 350 тыс. км или восьми лет. Приобретение новых транспортных средств происходит как с сервисными контрактами, так и без них. Перед каждым рейсом механики и водитель выполняют технический осмотр автомобиля. Данная практика целиком и полностью себя оправдала.

И снова – отличия для тяжелых грузовиков. Контроль за состоянием парка в целом осуществляет отдел технического контроля группы компаний. Механики отдела присутствуют на всех собственных СТО. Работа выполняется в круглосуточном режиме. Кроме того, осмотр автомобилей производится и у внешних поставщиков. Все недостатки, обнаруженные в ходе осмотра, фиксируются в акте, который передается в отдел технического контроля. Далее оператор заносит эту информацию в систему, и составленный документ обязывает механика устранить неисправность в определенный период времени. Это дисциплинирует!

В группе компаний утверждена программа реновации автопарка, согласно которой максимальный пробег транспортного средства не должен превышать 1 млн км. И это правильно: за таким порогом вырастает риск отказов и поломок техники и связанных с их устранением расходов. Разумнее не доводить транспорт до такого состояния, а вовремя его обновлять. Все это понимают, но не все могут себе позволить своевременную замену ТС.

В движении – круглый год

За годы использования коммерческих автомобилей в группе компаний выработали несколько правил, связанных с круглогодичной эксплуатацией техники фактически в режиме нон-стоп.

В частности, для автомобилей класса LCV используют и всесезонные шины, и раздельно зима/лето. Выбор зависит от региона и маршрутов. В среднем ходимость шин на малотоннажниках достигает 60 тыс. км. В условиях постоянной загрузки автомобиля обычно это менее полутора лет. В транспортных средствах «ДЛ» используют масло, рекомендованное заводом-изготовителем. Более мощные АКБ на зимний период не используют, обходятся штатными, установленными с завода. Да и зачем такая рокировка? Только неоправданная трата денег…

На тяжелых грузовиках применяются всесезонные шины. Их смена производится в соответствии с ПДД и техническим регламентом. В среднем на магистральных перевозках ходимость шин составляет более 200 тыс. км.

Топливо используется только класса Евро-5, поставщиками являются «Лукойл» и «Газпром-нефть». Состояние АКБ контролируется при каждом ТО. Батареи меняют лишь в связи с окончанием срока службы.

Газовые тягачи

Наряду с дизельными грузовиками на перевозки поставлены и Scania R, работающие на метане. Прошел год с момента получения «Деловыми Линиями» в аренду пяти таких автомобилей. Итоги эксплуатации оказались разносторонними.

Поскольку количество заправочных станций метаном весьма ограниченно, было принято решение об использовании данных транспортных средств на маршруте Санкт-Петербург – Москва. Ведь только на трассе М-10 находится четыре заправочные станции, позволяющие автомобилю добраться из точки «А» в точку «Б» без последствий, связанных с «обсыханием» топливного бака. При движении по указанному маршруту транспортное средство необходимо – только вдумайтесь! – четыре раза заправить. Это связано с небольшим объемом газовых баллонов (210 м3), установленных заводом-изготовителем. Такого запаса топлива хватает на 350–400 км. В  результате малого количества топлива на транспортном средстве приходится совершать постоянные заправки. В случае выезда машины с грузом в Московскую область на расстояние до 150 км водителю необходимо уже планировать заезд на обратном пути на заправку. Это связано с тем, что у транспортного средства нет альтернативного вида топлива. Как только топливо в баллонах закончится, останется только один выход – эвакуация машины.

Сам процесс наполнения баллонов тоже то еще удовольствие. Заправка газовым топливом объемом 140 м3 занимает до получаса. Разница во времени при заправке топливом зависит от разных факторов, а именно:

  • от количества необходимого топлива (объем прямо пропорционален времени заправки);
  • очереди на АГЗС (в среднем на каждое ТС тратится порядка 20 минут без учета времени, потраченного водителем на хождение к оператору);
  • давления, создаваемого насосом (20 минут при нормальном давлении, если давление снизится, то время увеличивается).

Многие интересуются: какой лучший/средний показатель расхода топлива у газовых тягачей? Средний расход топлива составил 35–40 м3 на 100 км. В отличие от дизельных Scania, у работающих на газу расход измеряется в кубических метрах на километр пробега. Все зависит от условий эксплуатации транспортного средства (город/межгород). Но главное: с качеством топлива проблем за минувший год не было.

Я поинтересовался: как часто моется газовый тягач с полуприцепом? Ответ был в чем-то неожиданным: у транспортного средства газовое оборудование закрыто защитой, поэтому машины мыли с периодичностью два раза месяц, а также при прохождении планового ТО. За год с ремонтом ходовой не сталкивались. Можно говорить о том, что топливная аппаратура грузовых иномарок приспособлена и к российскому ДТ, и к российскому газу. Никаких претензий к газовому топливу нет, но, как уже отмечалось, существует проблема развития инфраструктуры: мало АГЗС, некоторые запчасти приходилось долго ждать…

Парк «Деловых Линий» продолжает обновляться, совершенствоваться, пополняться ради того, чтобы поднять конкурентоспособность группы компаний на новый уровень.

СПРАВКА STB. СЕРВИС МЕТАНОВЫХ ГРУЗОВИКОВ

Пробег арендных машин CNG за 9 месяцев составил около 160 тыс. км на каждое транспортное средство. С точки зрения экономичности по топливу выгода очевидна: при равном пробеге тягачи, работающие на метане, на 47 % экономичнее дизельных аналогов. С точки зрения ремонта и обслуживания другая ситуация: ТО проводится чаще – через 45 тыс. км (против 60 тыс. км у дизельных) и стоит оно на 20 % дороже, чем у аналогов, работающих на ДТ. При этом владение метановыми Scania выгоднее, чем дизельными, т. к. затраты на топливо существенно перекрывают затраты на обслуживание. Но здесь необходимо учитывать, что приобретение метанового тягача обходится на 1 млн руб. дороже дизельного аналога. Эта разница за год компенсируется разницей в стоимости топлива. Дальнейшая эксплуатация метановых Scania становится более выгодной и рентабельной, нежели ее дизельного аналога.

СПРАВКА STB. НЕДОСТАТКИ ГАЗОВЫХ ТЯГАЧЕЙ

В группе компаний «Деловые Линии» выделяют несколько недостатков, связанных с эксплуатацией газовых тягачей:

  • недостаточно развитая инфраструктура по России (сеть АГЗС), что усложняет эксплуатацию метановых Scania в качестве магистральных тягачей;
  • недостаточный объем газовых баллонов на раме автомобиля;
  • низкий суточный (месячный) пробег автопоезда в связи с частыми и длительными по времени заправками;
  • низкая доступность запасных частей. Большая часть позиций поставляется под заказ, а это – вынужденный простой ТС.

Лашкевич Александр Олегович, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора и ГК «Деловые Линии»