4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Эксперты на линии/Качество в сравнении: оригинал и альтернатива

Качество в сравнении: оригинал и альтернатива

Качество в сравнении: оригинал и альтернатива
25 Октября 2018
Рост коммерческих перевозок автомобильным транспортом в России вызвал увеличение парка грузовиков. Одни приобретаются новыми, другие – бывшими в употреблении. Все это усиливает конкуренцию на рынке транспортных услуг. Компании стремятся предложить своим клиентам лучшее, нередко ставя на первое место скорость доставки. И здесь многое зависит от того, какие запчасти используют перевозчики при обслуживании и ремонте подвижного состава. О преимуществах использования оригинальных расходных материалов перед альтернативными рассказывает Максим Неповинный, главный специалист по маркетингу и ценообразованию запасных частей ООО «Даймлер КАМАЗ РУС».

В магазин запчастей!

Общеизвестно: компания «Мерседес-Бенц» целенаправленно стремится к совершенствованию качества своих продуктов. И клиенты, которые приобретают автомобили со звездой, точно уверены в их коммерческой эффективности. Объяснение простое: грузовики Mercedes-Benz позволяют обеспечивать максимальную рентабельность бизнеса.

Однако с ростом популярности автомобиля растет и количество компаний, которые тоже хотят на этом заработать. А в условиях конкуренции единственный способ быть интереснее в глазах клиента – обеспечить минимальную стоимость товаров и услуг. Как вы догадались, разговор пойдет о запасных частях.

Любой автомобиль состоит из тысяч деталей, и в процессе эксплуатации они изнашиваются. Их своевременная замена позволяет избежать незапланированных простоев и дорогостоящего ремонта. В рамках данного исследования было решено встать на место клиентов и разобраться в разнообразии запасных частей, которые можно купить взамен оригинальных.

Мы отправились в ближайший профильный магазин запчастей для грузовиков. Главным критерием выбора оказалась их стоимость: они должны быть дешевле оригинальных. Вдобавок бренд должен быть на слуху и в наличии.

Были приобретены: масляный, топливный, воздушный фильтры; комплект тормозных колодок и натяжитель ремня. Альтернативные запчасти оказались в коробках и визуально не отличались от оригинальных. Позже мы решили их сравнить более детально, уже имея на руках оригинал от Mercedes-Benz.

Масляный фильтр

Один из важнейших элементов в обеспечении работоспособности автомобиля – масляный фильтр. Его задача состоит в фильтрации частиц, которые образуются в двигателе в процессе работы. Помимо смазки, это также охлаждение. От качества фильтрующего элемента напрямую зависит срок службы мотора.

Фильтр должен не просто подходить к автомобилю, а быть рассчитан на работу в конкретном двигателе. Если фильтр не в состоянии осуществлять нужную фильтрацию твердых частиц, они будут выступать в роли абразива на поверхностях трения. При отсутствии достаточной пропускной способности фильтра в двигателе начнет расти давление в системе смазки, что приведет к постоянному срабатыванию перепускного клапана и работе ДВС с неотфильтрованным маслом.

Разница в размерах и типе используемой бумаги заметна даже визуально. Диаметры фильтров отличаются: альтернативный меньше оригинального. У первого фильтра другая конструкция крышек, отчего возникают вопросы к их посадке по месту. На альтернативном фильтре они приклеены к фильтрующим элементам ненадежно. В то же время при попытке оторвать крышку от оригинального фильтра нужно применить очень большое усилие. Даже в этом случае порвалась сама бумага фильтра, а крышка ни на миллиметр не отошла от фильтрующего элемента.

Альтернативный фильтр легко прогибается при нажатии на него, чего нельзя сказать об оригинальном. Данный факт говорит о том, что бумага недостаточно прочная и способна легко порваться при пиковом давлении. Визуально толщина бумаги у альтернативного фильтра меньше чуть ли не вполовину.

Оригинальный фильтр обладает длиной 29,5 см, шириной 3 см и имеет 76 гофр. У альтернативного фильтра длина 28 см, ширина 2,5 см, в конструкции 89 гофр. При расчете площади одной фильтрующей стороны получим 88,5 и 70 см2. Площадь фильтрующей поверхности 13 452 см2 у оригинального фильтра и 12 460 см2 у альтернативного. Между тем, разница почти в 1000 см2 критична. Либо фильтр придется заменить значительно раньше, потратив деньги и время на повторное посещение СТО, либо фильтр неожиданно выйдет из строя: забьется или порвется, повредив двигатель. Вам это нужно?

Топливный фильтр

Следующим был топливный фильтр, от которого во многом зависит состояние всей топливной системы. В дизельных двигателях топливо поступает в камеру сгорания через форсунки. От качества распыления ДТ зависит работа силового агрегата и уровень расхода топлива.

Чем меньше частицы топлива, тем они эффективнее смешиваются с кислородом, обеспечивая сгорание смеси без детонаций. Если фильтр пропустит какие-либо частицы в форсунку, велика вероятность забивания каналов и сопел. В итоге форсунка либо полностью перестанет подавать топливо, либо начнет его «лить». При сравнении двух фильт­ров сразу можно и не увидеть отличий. На первый взгляд, две детали очень похожи, но бумага оригинального фильтра иного качества, чем бумага альтернативного. Она более шероховатая и лучше удерживает грязь и масло. Альтернативный фильтр не отличается такими свойствами.

Внутри оригинального фильтра используется другая бумага. Дело в том, что при создании оригинальных фильтров применяют два типа фильтрующих элементов из разных материалов. На оригинале бумага толще и прочнее, что обеспечивает высокое качество фильтрации топлива.

В альтернативном фильтре используется один тип бумаги, которая даже легче пропускает свет. По этой причине, чтобы обеспечить достаточную прочность конструкции, производитель альтернативного фильтра был вынужден прибегнуть к специальной удерживающей конструкции в виде пластиковой платформы. Понятное дело, что на качество фильтрации она не оказывает никакого влияния.

Если измерить гофры и посчитать их количество, то получаем: оригинальный фильтр имеет длину 16,8 см, ширину 2,3 см, 82 гофры; альтернативный фильтр – длину 16,8 см, ширину 1,7 см, 97 гофр. Площадь одной фильтрующей стороны составляет 38,64 и 28,56 см2. Площадь всей фильтрующей поверхности у оригинального фильтра – 6336,96 см2, у альтернативного – 5540,64 см2.

Также видно отличие в уплотнительной прокладке сверху и снизу фильтра. Она должна быть невосприимчива к топливу. У оригинального фильтра прокладка более эластична и надежнее закреплена, что минимизирует ее деформацию при установке и обеспечивает плотное соединение.

Воздушный фильтр

Этот элемент отвечает за очистку воздуха, который участвует в процессе сгорания топлива. И чем хуже фильтр справляется со своей работой, тем больше мелких твердых частиц попадает в камеру сгорания. Эти частицы выступают в качестве абразива для зеркал гильз цилиндров, нарушая хонинговальную сетку. В ближайшей перспективе такой двигатель получит задиры на гильзах и потеряет компрессию.

Но это одна сторона медали. С другой стороны, фильтр должен пропускать ровно столько воздуха, сколько необходимо двигателю. При дефиците воздуха в системе возникает разряжение, которое также пагубно для двигателя. При этом не секрет, что производители альтернативных фильт­ров стремятся удешевить производство и использовать более простые материалы. Даже невооруженным взглядом видны отличия оригинального фильтра от альтернативного. Металлическая сетка, которая используется в альтернативном фильтре, не имеет жесткой конструкции и легко деформируется. При работе в автомобиле она может начать протирать фильтрующий элемент, образуя отверстия. Также периодически встречается сетка, соединенная по шву методом пайки. Данный метод опасен тем, что в процессе пайки велика вероятность прожога фильтрующей бумаги.

Уплотнительные резинки также различаются. Альтернативный фильтр имеет более жесткую резину, что может негативно сказаться на установке. Мы не знаем, как может повести себя данный уплотнитель в суровых условиях.

Если посмотреть на просвет, сразу становится видно: оригинальный фильтр практически не просвечивает, в то время как через альтернативный виден источник света. Это может говорить только о том, что плотность фильтрующей бумаги здесь значительно меньше.

Даже визуально оригинальный фильтр имеет большую площадь фильтрующей бумаги, что немаловажно для продолжительности работы.

Тормозные колодки

Исправность тормозной системы напрямую зависит от качества расходных материалов. Основные элементы – это тормозной диск, колодки и тормозной суппорт. Рассмотрим элемент, который требует самой частой замены в связи с тяжелыми условиями. При первом же взгляде видно: на альтернативной колодке нет специальной пружинки – она идет отдельно, и ее необходимо установить. В оригинальных колодках данная пружина идет с завода, что гарантирует правильную установку.

Важно обратить внимание и на сам фрикционный материал. В оригинальной колодке видны вкрапления меди. При торможении медь способствует снижению температуры, продлевает срок службы колодок и улучшает тормозные свойства. Нанесенные на оригинальную колодку полосы защищают ее от масла и грязи в момент установки на СТО.

Теперь посмотрим на колодку с другой стороны. Металлическая основа, на которой закреплен фрикционный материал, у оригинальной колодки толще, однако увеличение толщины фрикционного материала у альтернативной колодки не продлевает срок ее службы. Производители тормозных механизмов строго регламентируют остаточный ресурс. Более того, колодка не может быть изношена дальше металлической пластины в верхней части. А значит, основа альтернативной колодки тоньше и, как следствие, менее надежна: уменьшается теплоотвод и сопротивление критическим нагрузкам.

Важно обращать внимание на то, как прикрепляется фрикционный материал к основанию. В оригинальных колодках используется специальный атермальный клей. Он выдерживает нагрев и экстремальные нагрузки. В ходе испытаний проверяется, чтобы фрикционный материал не отрывался от основы.

На альтернативной колодке видны отверстия в основании, которые заполнены излишним фрикционным составом. Какой клей здесь используется, мы не знаем. Однако раз инженеры добавили такой элемент, значит, есть повод не доверять только клею, что заставило их добавить эти отверстия. В сумме с тем, что основа более тонкая, и с отверстиями, можно точно сказать: это негативно повлияет на ее надежность и прочность.

Натяжитель ремня

Ролик обеспечивает оптимальное и постоянное натяжение ремня, и от его качества напрямую зависит срок службы. Основные элементы конструкции: ролик с подшипником, корпус, пружина и палец крепления.

Корпус оригинальной запасной части массивнее и имеет большую жесткость.

Грани лучше отшлифованы и выглядят надежно. Если заглянуть внутрь, можно увидеть, что палец альтернативной запасной части сухой. В оригинальном же заложено большое количество смазки, которая позволит избежать сухого трения и увеличит срок службы.

Оригинальный ролик более массивный и выполнен из качественного материала. Альтернативный ролик пластиковый, с ребрами жесткости, которые не могут обеспечивать ту же прочность, что и металл оригинального. Последний равномернее и дольше вращается. Это говорит о том, что установленный в ролике подшипник создает меньше трения.

Послесловие

Мы рассмотрели несколько запасных частей, которые только выглядят как оригинальные, а на деле имеют от них существенные отличия. Перспектива сэко­номить 1000 рублей или больше вполне заманчива. Но, к сожалению, чудес не бывает… Оригинальные запасные части стоят дороже, чем альтернативные, но давайте разберемся, из чего складывается их стоимость.

В оригинальных запасных частях применяют только те материалы, которые со 100-процентной вероятностью будут работать так, как это задумали инженеры Mercedes-Benz, и никак иначе. Ничто не отломается, не расплавится и не раскрошится в процессе работы. Для производства оригинальных запасных частей используется самое современное и высокоточное оборудование, что позволяет минимизировать брак.

Немаловажный элемент – квалификация персонала. Сотрудники, которые занимаются производством оригинальных запасных частей, имеют большой опыт, обучаются и повышают квалификацию. Производство запасных частей не стоит на месте, детали постоянно модернизируются, их выпускают с применением новых технологий. Таким образом, приобретая оригинальные запасные части, вы можете быть уверены в их соответствии всем современным требованиям. Для этого есть ОТК. А вот альтернативные производители ищут баланс между количеством брака и стоимостью контроля качества. В качестве примера: если на заводе альтернативного производителя проверяют каждую 500-ю деталь из партии, то по регламенту Mercedes-Benz может проверять каждую 50-ю, и в случае обнаружения брака вся партия выбраковывается.

Даже если представить ситуацию, что по какой-то причине бракованная деталь все-таки попала на автомобиль клиента Mercedes-Benz, у него есть гарантия. Она покроет все затраты на ремонт. И если вдруг запасная часть повредит другие элементы, их заменят по гарантии. С деталями альтернативных производителей такая ситуация может вызвать массу трудностей для клиента, вплоть до судебных разбирательств и независимых экспертиз.

Приобретая оригинальные запасные части, вы сохраняете свой автомобиль оригинальным спустя годы и сотни тысяч километров. И если вдруг возникнет желание сэкономить, вспомните, сколько раз платит скупой!

НЕПОВИННЫЙ Максим, главный специалист по маркетингу и ценообразованию запасных частей ООО «Даймлер КАМАЗ РУС»: – Покупая оригинальные запасные части, клиент приобретает уверенность в том, что его бизнес в безопасности, а автомобиль работает и приносит деньги. Когда придет время обновить технику, грузовик, который обслуживался с использованием оригинальных запасных частей на официальных СТО, уже будет иметь большую остаточную стоимость, чем тот, что обслуживался непонятно где и комплектовался непонятно какими запасными частями. Исходя из этого, рекомендация специалистов одна: всегда делать выбор в пользу оригинала!

На масляном фильтре даже визуально видна разница в размере и типе используемой бумаги
Диаметр масляных фильтров: у неоригинального он меньше
Складки бумаги на альтернативном масляном фильтре приклеены ненадежно (слева)
Оригинальный фильтр почти всегда можно отличить от фильтра стороннего производителя
На оригинальном топливном фильтре используется более качественная бумага
В оригинальных фильтрах для очистки топлива используют два типа разной бумаги
У рекомендованного производителем и альтернативного воздушных фильтров разное расстояние между изгибами фильтрующей бумаги
Альтернативный воздушный фильтр имеет более жесткую резину, что может негативно сказаться на установке
Даже визуально оригинальный воздушный фильтр имеет большую площадь поверхности фильтрующих элементов
На альтернативной колодке нет специальной пружинки. Она идет отдельно, и ее нужно установить
Нанесенные на оригинальную колодку полосы защищают от попадания масла и грязи в момент установки на СТО
На основании альтернативной колодки видны сквозные отверстия
Оригинальный ролик (сверху) более массивный и выполнен из качественного материала
Палец альтернативной запасной части сухой, а в оригинальном заложено большое количество смазки
Альтернативный ролик пластиковый, с ребрами жесткости
НЕПОВИННЫЙ Максим, главный специалист по маркетингу и ценообразованию запасных частей ООО «Даймлер КАМАЗ РУСНЕПОВИННЫЙ Максим, главный специалист по маркетингу и ценообразованию запасных частей ООО «Даймлер КАМАЗ РУСНЕПОВИННЫЙ Максим, главный специалист п
Александр НИКОЛАЕВ, фото DAIMLER TRUCKS