4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Эксперты на линии/Диагностика комтранса от ТЕХА

Диагностика комтранса от ТЕХА

Диагностика комтранса от ТЕХА
1 Ноября 2018
Есть ли что-нибудь для диагностики коммерческого транспорта, по охвату, надежности и цене приемлемое? Просто, чтобы не покупать на каждую марку свой сканер, а иметь мультимарочник, как и с легковыми автомобилями? Этим вопросом задаются все диагносты, работающие с коммерческим транспортом. Вот и посмотрим, что есть на рынке у авторитетной компании ТЕХА.

В решении ТХТ

Вечная проблема диагностов: если легкий коммерческий транспорт оборудование и читает, то чуть побольше грузовичок, и – стоп машина! В наших возможностях просканировать, допустим, «ГАЗель». Это не составляет труда. Однако если попал в работу «Валдай» или, упаси боже, «ГАЗон», встает проблема. И ведь клиенту трудно объяснить порой, что это другой класс машин!

Тем не менее решения есть. Например, у Bosch – дорого и не совсем стабильно. У Launch есть HD Box 2.0, недорого, но и нестабильно. К тому же охват диагностируемой техники в последнем случае оставляет желать лучшего.

И тут к нам на тесты попал прибор от ТЕХА в решении TXT, с программой именно для работы с коммерческим транспортом. Собственно, это всего лишь интерфейс, а в программе можно добавлять модули. Модулей несколько: легковые автомобили, суперкары, легкая коммерческая техника, грузовики, автобусы, прицепы, мотоциклы, трактора, катера. Таким образом, можно выбрать тот тип транспорта, с которым вы работаете.

Отношение к диагностике от ТЕХА, мягко говоря, было несколько настороженным. Оно стало результатом работы с прибором NANO S для легковых автомобилей. Основная проблема заключалась в сочетании «цена – охват» и в неудобном интерфейсе программы. Однако умудренные опытом коллеги говорили, что для ТЕХА приоритетным направлением является именно работа с коммерческой техникой, и здесь у этих приборов нет конкурентов. А еще более опытные добавляли: «Если качественно будет работать с IVECO, то прибору можно простить все!».

Задача по кодированию блока ABS у IVECO Daily, чего не хватало другим приборам, была решена именно с TXT. Вообще при работе с диагностическим оборудованием на ум не раз приходила поговорка «Рыбак рыбака видит издалека». Bosch прекрасно работает с немецкими автомобилями, Carmanscan – с корейскими, так что итальянскому прибору – итальянский автомобиль!

Ответ глобализации

В работе прибор приятно удивил не только при диагностике итальянских автомобилей.

Начнем с интерфейса программы. Тут нужно стандартно пожаловаться на качество перевода, который переплюнул даже китайских любителей переводческих перлов. Как вы думаете, что бы значило слово «АННУЛИРУЙ»? Хм, это стандартное в любой компьютерной программе меню «ПРИНЯТЬ – ОТМЕНА», так вот вместо «ОТМЕНА» там пугающее «АННУЛИРУЙ».

Зато программа работает со всей коммерческой техникой. Это грузовики и автобусы всех классов, прицепы и полуприцепы разных размеров, легкая коммерческая техника. Есть даже раздел по производителям комплектующих. Ведь часто бывает, что коммерческий транспорт собирается чуть ли не из того, «что в этом месяце завезли». Мой опыт работы с автобусами МАЗ-206 об этом свидетельствует. В них двигатель Mercedes-Benz, коробка Allison, электроника Hella, увязано CAN-шиной Bosch и приправлено чем-то ноунейм явно белорусского производства. И замечу, производители могут меняться в зависимости от месяца сборки и комплектации.

Например, встречались коробки ZF, а приборных досок вовсе шесть вариантов, разбросанных совершенно случайным образом по разным годам выпуска. В такой пестрой картине сойдет с ума любой расчудесный дилерский сканер (кстати, не знаю, какой там дилерский сканер у МАЗа). Для таких случаев и предназначено меню по производителям. Надо тебе посмотреть коробку – вот, пожалуйста: Allison, ZF. Надо посмотреть подогрев  – вперед, и это возможно: Eberspacher, Webasto, Bosch и другие. Удобно! Такой вот ответ глобализации.

Грамотное подключение

Возникает вопрос: куда подключать? Дело в том, что производители коммерческой техники, в отличие от производителей легкового транспорта, обладают большей фантазией и имеют более широкое (в полном смысле) поле деятельности. Спасибо стандарту EOBD, согласно которому разъем должен располагаться в районе коленей водителя.

Однако это широко трактуется. Например, у производителей легковых автомобилей. В фирме Opel считают, что пространство перед передними сиденьями – это колени водителя. А у Renault диагностический разъем расположен… аж в глубине перчаточного ящика! Производители грузовиков значительно позже перешли на стандартные диагностические разъемы, зато они служат дольше. И если для легковых автомобилей наличие нестандартного разъема – уже редкость, то у коммерческой техники он встречается часто. Соответственно, чемодан с огромным количеством переходников надо держать поблизости.

Так или иначе, в ТЕХА перед началом диагностики можно посмотреть небольшой ролик с указанием типа и расположения разъема. Однако часто ролики показывают нечто такое... что можно понять как «парень, я не в курсе, поищи сам, он должен быть где-то там».

Несомненно, порадовал охват марок. Все, что катается по дорогам России, здесь есть. Не обойдены вниманием и наши – «ГАЗон NEXT» и ГАЗ-3309. Мало того, имеется даже китайская экзотика! Сами-то грузовики из КНР в России распространены, а вот средств качественного ремонта нет даже у дилеров. Комичная история произошла с Dongfeng. В наш техцентр, который является тестовой площадкой журнала, но занимается только легковыми автомобилями, позвонили и спросили: занимаемся ли мы автомобилями Dongfeng? Секретарь на телефоне не знал, что это самосвал. И каково было его изумление, когда на пороге запыхтел тяжелый большегруз! Зато появился повод проверить, как прибор будет работать с «китайцем».

С диагностикой экзотического грузовика из Поднебесной прибор справился на четверку. Отказ был только по коробке отбора мощности. Двигатель и ABS прочитались без проблем. Неисправность оказалась в управлении вентилятором, что, собственно, прибор и показал.

Работает с «Америкой»!

Кроме того, в программе богато представлены американские «носачи», вроде Фредди (Freightliner) и Кена (Kenworth). Наиболее распространенный у грузовых диагностов прибор Delphi с ними не работает. Сканер Autocom Cars работает, но совершенно криво.

Большое благо заключается в том, что есть возможность читать и шасси для спецтехники. К сожалению, возможности проверить прибор в деле не представилось, но, судя по наличию в меню проверки системы отбора мощности, тестирования гидравлики и технике производства Bucher Schorling, она есть. Если кто не в курсе, это коммунальные и аэродромные автомобили.

К сожалению, не нашел в меню монстров вроде Komatsu, БелАЗа и остальных карь­ерных тяжеловозов. Вероятно, это абсолютно другая категория. Разумеется, прибор одним нажатием читает не все системы и не всех автомобилей. Для сбора абсолютно полной картины работы с прибором понадобилось бы больше времени, а главное – больше грузовиков. Поэтому попробуем разобраться, с чем работает прибор на примере Volvo FH16 2005 года выпуска.

Работа с меню

Обратите внимание: слово «моторизация» в переводе с итальянского на русский означает «двигатель». Далее, в правом углу есть возможность узнать комплектацию по VIN-коду машины. Диагностическое оборудование его сканирует и без лишних нажатий отображает всю комплектацию автомобиля. Справедливости ради надо отметить: это работало только с половиной всех тестируемых автомобилей. То ли базы по VIN-кодам неполные, то ли коды не считываются. Возможно и то, и другое. В таком случае вводим комплектацию вручную.

В меню выбираем то, что нам нужно. Предусмотрены четыре возможности.

1. Последовательное сканирование всех электронных систем.

2. Обслуживание автомобиля. Скинуть индикатор ТО или выставить сцепление.

3. Различные регулировки. К примеру, прописать форсунки или откалибровать датчик угла поворота.

4. Проверка различных исполнительных механизмов в системах. То, что называется активацией. Можно пощелкать замками, включить фары, запустить вентилятор и т. д.

Смотрим небольшой ролик по расположению диагностического разъема.

Если нам не нужна диагностика всех систем и мы ищем конкретную неисправность в определенном месте, можно без глобального сканирования войти непосредственно в нужный раздел. Его выбираем из широкого списка. Например: двигатель, трансмиссия, тормоза, рулевое управление, система курсовой устойчивости, кабина, климат-контроль, охранная система, тахограф, подвеска, подушки безопасности и т. п. Всего систем, которые можно диагностировать, 26! Широко представлены и возможности регулировки. Например, можно ограничить максимальную скорость не стандартными 90 км/ч, а меньше: 85 км/ч или другим значением.

Теперь коснемся меню слева. Это мощная информационная поддержка. Сверху вниз расположены два пункта помощи по опознанию комплектации автомобиля. Далее идут электрические схемы. Как электрик, потративший много времени на поиск нужного узла в незнакомом автомобиле, скажу: это бесценно! Схема дана с указанием цветов проводов, расположения компонентов и прочей полезной информации.

Из схемы сразу понятно, что блок управления гидравлическим ретардером находится под сиденьем пассажира. Далее находим технические бюллетени и карты обслуживания. В них расписаны характерные неисправности, способы их ремонта и процедуры работы с той или иной системой по калибровке и настройке.

А еще даны ответы на многочисленные вопросы, как то: где находится фильтр салона, как проверить уровень масла в коробке, как откинуть кабину? Это все есть в интегрированном справочнике обслуживания.

Проще говоря, ТЕХА предлагает комплексное решение не только по диагностике, но и по информационному обеспечению ремонта.

Исполнение прибора

Теперь плавно перейдем от программы по диагностике к исполнению самого прибора.

Коробка выполнена величиной с книгу, связывается по Bluetooth с компьютером, на котором и установлена программа. Исполнение отличное! Корпус обрезинен. Он явно выполнен если не в стандарте военного оборудования MIL-STD-810, то близко к нему. Тут ТЕХА явно выше всех остальных решений. Разъемы изготовлены из ударопрочной пластмассы и имеют закручивающиеся стопоры. В общем, чувствуется европейская основательность и тщательность проработки. При интенсивной работе в сервисе это немаловажный фактор. По моему опыту, при работе чаще всего страдают именно разъемы.

Решения для легковых и грузовых автомобилей отличаются друг от друга, причем и по железу, и по софту. Правы были мои коллеги: грузовая диагностика ТЕХА стоит на два порядка выше.

Тут еще дело в том, что в предоставленных приборах Nano интерфейс для легковых машин пересекается с интерфейсом TXT для грузовых в сегменте LCV. Иными словами, всевозможные минивэны и легкие фургоны есть и в одном, и в другом. Моим коллегам из компании «Бундес кар», которая занимается именно легкими грузовиками, был предоставлен сначала легковой вариант, однако он им не понравился. Позже, получив TXT, они тоже изменили свое мнение.

Подытоживая плюсы прибора TXT, можно сказать следующее: прибор и программа, действительно, замечательные. За время эксплуатации с одними автомобилями он работал со всеми системами. Правда, с какими-то частично, но полного отказа в коммуникации не было ни с одним транспортным средством (чем, помнится, страдали практически все протестированные приборы).

Мной и моими коллегами было протестировано около 100 машин различных марок, и в каждом случае диагностика от ТЕХА доказала свою профессиональную состоятельность, а говоря проще – полезность и востребованность в грузовом авторемонте.

Из минусов отмечу качество перевода. Поэтому даю совет: коллеги, изучайте английский и работайте в этой среде! Комичность-то понятна, но порой тонкости перевода вводят сервисного специалиста в ступор. Автор долго гадал, что могло бы означать в Data Time фраза «12 мг за 1 поездку», пока не узрел знакомые цифры циклового расхода топлива. Оказалось, что это 12 миллиграммов за 1 цикл. Вот такие тонкости!

Вторым минусом является некоторая громоздкость установки и получение ключей к программе. Несмотря на то что программа не запустится без физического USB-ключа, для скачивания чего-либо надо иметь аккаунт. Для активации программы тоже надо проделать какие-то манипуляции по получению виртуальных ключей. Для связи компьютера по Bluetooth с диагностическим модулем снова требуется вводить код. Понятное дело: борьба с пиратством, только пользователю от этого не легче.

P. S. Автор выражает благодарность коллегам: Владимиру Теницкому и Сергею Попову за помощь в подготовке материала. 

Илья НИКОЛОВ, фото автора