4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Автоистория/«Пятисотые» МАЗы от НАПа

«Пятисотые» МАЗы от НАПа

«Пятисотые» МАЗы от НАПа
2 Августа 2018
Мир стендового моделизма удивителен неожиданными метаморфозами. Кажется, совсем недавно мастера ручной работы кустарно отливали в смоле кабины, рамы и кузова автомобилей семейства МАЗ-500. Кто-то довольствовался игрушечным «пятисотым» костромского производства. А сегодня точные копии минских грузовиков выпускают промышленным способом и по доступным ценам. Весной 2018-го в свободную продажу поступила целая россыпь моделей этих удивительных машин в масштабе 1:43.

«Совтрансавто» и другие

Одними из первых новинок 2018 года от компании «Наш Автопром» (НАП) стали грузовики цвета хаки: бортовой МАЗ-500В с тентом (индекс Н212), открытый бортовой МАЗ-500АШ (Н213), МАЗ-5334 борт + тент (Н214). Особенно порадовал полноприводный МАЗ-505 (4х4) 1962 года выпуска с тентом (Н210) и без него (Н211), оба также в защитной окраске.

Хорош и длиннобазный бортовой МАЗ-500Г (Н215), только вот светло-голубой цвет энтузиазма у части коллекционеров точно не вызовет. Иное дело – долгожданный МАЗ-514Б (6х4) с тентом и подъемной задней осью, выполненный с фирменными логотипами Sovtransavto. Он стал хорошим продолжением серии легендарного советского перевозчика грузов в международном сообщении. Напомню: ранее в оформлении «Совтрансавто» НАП выпустил седельные тягачи МАЗ-504В с тентованной фурой и МАЗ-5205А с ранней и поздней облицовкой радиатора и надписями на русском и английском языках.

Не забыта и тема прицепного состава. Например, открытый бортовой двухосный седельный полуприцеп теперь доступен в сцепке с МАЗ-520 (6х2) и МАЗ-515 (6х4). Есть такая «шаланда» и в одиночном исполнении – цепляй к чему хочешь. Бальзам на сердца стендовиков – и одноосный бортовой полуприцеп МАЗ-9380 образца 1981 и 1986 годов.

Самое интересное, что многие коллекционеры еще не успели обзавестись новинками прошлого года, в числе которых, например, автоцистерны АЦ-8 (500А, 500Б, 5334), топливозаправщики ТЗ-500 и ТЗ-7,5 (500А, 500Ш). Среди них много вариантов с надписями «Пиво», «Молоко», «Огнеопасно». И стоимость не кусается: 1200 руб. в розницу. Седельные тягачи – дебютанты 2017 года – и того дешевле: обладателем МАЗ-508В, МАЗ-504Г, МАЗ-5431 в масштабе 1:43 можно стать всего за 508 руб. Вот уж, действительно, дешево и сердито!

С боковой разгрузкой

Приятным сюрпризом для коллекционеров стал выпуск МАЗов 500-й серии с боковой разгрузкой. По сути, они стали продолжением семейства грузовиков от казанского завода «Элекон»: это «сельхозники» КАМАЗ-55105 и «Урал-5557». В этом разделе НАП выпустил сразу четыре модели. Три из них с решеткой радиатора в виде «вафельницы» различаются только цветом: это темно-зеленый МАЗ-511 (Н975), голубой МАЗ-511Б (Н976) и лимонный МАЗ-511А (Н977). Более поздняя модификация с фарами в бампере и «глухой» решеткой радиатора, МАЗ-5111 (Н978), имеет голубую кабину и желтый кузов.

Коллекционеры – стреляные воробьи, их на мякине не проведешь! Стоило появиться первым фотографиям моделей, как тут же последовали замечания знатоков. Например, было такое: модель с артикулом Н976 – это не МАЗ-511Б. Автомобиль с литерой «Б» имел нижнее крепление боковых бортов и при открытии их внутренняя поверхность становилась продолжением пола самосвальной платформы. Проще говоря, на грузовой платформе МАЗ-511Б не должно быть верхнего крепления в виде «домиков».

Узрели собиратели миниатюр и другую неточность. На передней стенке кузова у МАЗ-511Б должны быть два диагональных ребра жесткости, в то время как у МАЗ-511 и МАЗ-511А их нет – присутствуют только два вертикальных выступа. И чтобы не быть голословными, фанаты автомобильной истории на специальном форуме выкладывают черно-белые фотографии из журналов и газет, цветные фото настоящих автомобилей из проспектов и буклетов, а то и копии заводских чертежей!

На это производитель моделей ответил: было несколько вариантов опытного самосвала с двухсторонней разгрузкой МАЗ-511 и МАЗ-511Б, изготовленных в 1962 году. Фирма НАП остановилась на тех, что были представлены на архивных заводских фото. Проще говоря, автомобили реальные! Другое дело – реалистичность цвета. По черно-белым снимкам тяжело установить, какую краску в действительности использовал Минский автозавод.

Теперь, получив МАЗы с боковой разгрузкой, коллекционеры замерли в ожидании самосвальных полуприцепов МАЗ-847, -847А, -847Б. Они нужны для сцепки с соответствующими самосвалами на базе МАЗов и образования автопоездов для перевозки сыпучих строительных грузов.

Одиночные самосвалы

В семействе строительных МАЗов уже проходила подборка копий МАЗ-503 и его модификаций. Но первые партии, изготовленные пару-тройку лет назад, имели стационарный кузов в транспортном (опущенном) положении. Теперь же производитель удосужился сделать копии минских самосвалов с подъемно-опускным механизмом платформы и откидным задним бортом.

Весной 2018 года начали появляться четыре разновидности такой техники в масштабе 1:43, и все – разных лет выпуска. Например, модель с каталожным индексом Н956 копирует МАЗ-503Б образца 1968 года. Модель Н957 воспроизводит в миниатюре МАЗ-503А 1970 года выпуска. Индекс Н958 присвоен уменьшенному в 43 раза тому же самосвалу, но уже находившемуся в серии с 1975 года. И завершает подборку Н959, за которым скрывается стендовый МАЗ-5549, вставший на конвейер в реальной жизни в 1977 году.

Особняком стоят модели МАЗ-503 с «мелким» кузовом образца 1963 года (Н981) и два «головастика» с узкой одноместной кабиной: МАЗ-510 и МАЗ-510Б. Последние были созданы КБ МАЗа в 1962 году и увидели свет с разными типами кузовов – «помельче» и «поглубже».

Большие тиражи и бюджетные рамки выпуска семейства «пятисотых» МАЗов не позволяют НАПу сделать, например, подъемную кабину и имитацию двигателя или управляемый передний мост с поворотными колесами. Дополнительный функционал сразу увеличивает стоимость модели, что выбивает ее из бюджетного сегмента (чем особенно хороша продукция НАПа). А вот на моделях пассажирского транспорта производитель готов идти на добавление подвижных элементов, благо это не требует больших материальных вложений.

Кстати, НАП не скрывает, что больших тиражей, как на первых сериях (по 3000 экз.), теперь не выпускает. Максимальное число изготовленных копий по каждому артикулу редко переваливают за отметку 1000 экземпляров. Вызвано это не столько износом пресс-формы или маркетинговыми ходами, сколько соображениями баланса спроса и предложения: товар не должен залеживаться годами. Впрочем, глядя на ажиотажный спрос на новинки 2018 года, можно смело утверждать: такие красавцы, как представители семейства МАЗ-500, долго пылиться на полках не будут!


Когда готовился этот материал, стало известно: на выставке в Нюрнберге НАП представил перспективную подборку моделей белорусской техники. На этот раз речь идет о БЕЛАЗах. Уменьшенные в 43 раза карьерные самосвалы из г. Жодино представлены следующими моделями: 540, 540А, 548, 548А, 7510, 7522, 7523, 7525, 7526, 7527, 7540, 7548. В первой товарной партии все они – в разных цветах: с кабинами желтого, красного и синего цветов и кузовами желтого, серого, оранжевого, красного и синего цветов. Модели снабжены прозрачной оптикой, зеркалами заднего вида и механизмом подъема и опускания самосвальной платформы.

Одновременно с МАЗ-514Б Sovtransavto вышел длиннобазный МАЗ-500Г
МАЗ-510 1962 года вышел с двумя вариантами кузовов
Долгожданная копия МАЗ-514Б (6х4) Sovtransavto
Хорошая получилась подборка!
На МАЗ-505 достоверно воспроизведены передний мост и раздаточная коробка
Дмитрий КОНДАКОВ, фото автора