4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

23 - 25 октября 2018 года

Международный автобусный салон

Все события

Главная/Рубрики/Автоистория/Пожарной охране – 100 лет!

Пожарной охране – 100 лет!

Пожарной охране – 100 лет!
31 Мая 2018

Календарную весну и выставочный сезон в автомобильной сфере в Европе традиционно открывает Международный Женевский автосалон. У нас в это время собирает гостей крупнейшая в России выставка старинных автомобилей и антиквариата «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» в Сокольниках. С 2002 года она прошла уже в 27-й раз. Ценность нынешней выставки в том, что в ее рамках организовали специальную экспозицию к 100-летию пожарной охраны СССР. Были и те, кто ходил сюда как на работу – все пять дней, с 7 по 11 марта 2018 года. И их можно понять: когда еще в одном месте увидишь несколько поколений раритетной спецтехники?!

Доминирующий цвет

Прямо у входа в павильон № 4 был припаркован пожарный автомобиль Magirus-Deutz 232D15 с 50-метровой раздвижной лестницей DL50. Его до сих пор используют по прямому назначению в Подмосковье. Он и задал тон всей экспозиции техники брандмейстеров.

Хотя День пожарной охраны в России отмечают 30 апреля, сам 100-летний юбилей состоялся чуть раньше. В летописи пожарной службы отмечено: декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» был подписан 17 апреля 1918 года». Пожарные автомобили для юбилейной экспозиции представили несколько организаций, в их числе: музей «Московский транспорт», реставрационная мастерская Евгения Шаманского, Военно-технический музей, подразделение ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» из г. Жуковского Московской области, Политехнический музей и другие.

Многие машины сохранены благодаря грамотной реставрации, своевременному техническому обслуживанию и косметическому уходу. Правильно подобранные при реставрации материалы (краска, клей, шпатлевка и т. п.) помогли воссоздать исторический облик красных автомобилей. А поддерживать выставочный вид помогает профессиональная автокосметика. Локальная покраска и детейлинг-мойка, полировка и защита кузова, химчистка салона и реставрация кожи – далеко не полный перечень работ, выполняемых при подготовке к выставке. В числе прочих полировкой и подготовкой экспонатов занимались фирмы Megular’s Market и Detailing-Pro.

Довоенный период

Началом серийного производства пожарных автомобилей в СССР считается июль 1926 года. Именно тогда на ленинградском заводе «Промет» из объединения «Тремасс» (Трест заводов массового производства) был изготовлен автонасос на шасси АМО-Ф15. Делали их также в Москве и Миусе. Это был первый целиком советский пожарный автомобиль, изготовленный не на иностранном шасси (хотя АМО-Ф15 создан по образу и подобию итальянского легкого грузовика FIAT-15 Ter).

На это шасси ставили коловратный насос производительностью 600 л/мин с приводом от двигателя автомобиля. В комплекте шла трехколенная лестница и лестница-штурмовка. Рукава крепили на крыльях, подножках и катушках, из которых задняя была съемной. По периметру машины крепили разветвители, топоры, багры и прочие принадлежности. Привезенный в Сокольники автонасос-линейка выпущен в 1930 году и предоставлен из запасников Политехнического музея. Сюда он попал в 1947 году, а до этого использовался на Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева.

Едва Горьковский автозавод начал выпуск грузовиков, как их облюбовали пожарные. Уже в 1932 году был создан ПМГ-1: «Пожарная машина ГАЗ, модель № 1». На двухосный грузовик ГАЗ-АА установили центробежный насос и пожарное оборудование, аналогичное ПМЗ-1 на базе ЗИС. Позади кабины был закреплен стендер – устройство для подключения к городскому водопроводу. Пожарный расчет из шести человек размещался на боковых сиденьях, а начальник – в кабине, рядом с водителем. Перед началом движения пожарные пристегивали себя ремнями к поручню, а по прибытии на место – отстегивались. Чаще всего ПМГ-1 использовали в небольших населенных пунктах при тушении бараков, деревянных домов частного сектора. Со временем их передали сельским пожарным дружинам, где они работали до 80-х годов ХХ века.

Настоящее украшение парадного строя – «пожарка» на шасси АМО-4, предоставленная реставрационной мастерской Евгения Шаманского. Это одна из первых полностью советских пожарных машин. В ее корме установлен центробежный насос Д-20, которому по силам прокачка 1500 л воды в минуту. Привод осуществлялся от вала отбора мощности, соединявшего раздаточную коробку с хвостовиком сцепления. Внутри надстройки смонтирован бак «первой помощи» на 360 л воды. По бортам сконструированы лавки для 12 пожарных (по шесть с каждой стороны) и катушки с выкидными рукавами по 80 м. Сзади, около насоса, крепилась катушка с рукавом длиной 160 м. В нишах подножек укладывали багры, лопаты, ломы и прочие инструменты. С левой стороны кабины крепилась пожарная колонка, с правой – два огнетушителя и колокол.

В 1936-м появилась первая пожарная автоцистерна ПМЗ-2 на шасси двухосного ЗИС-5. Ее выпуск освоил Московский завод пожарных машин. В распоряжении расчета из шести человек была емкость на 1500 л воды, насос Д-20 и запас рукавов на съемной катушке в тыльной части автомобиля. В первые послевоенные годы ПМЗ-2 использовала Московская пожарная охрана. Некоторые машины были оборудованы прожекторами, передвижными электростанциями и воздушно-пенными установками ЦНИИПО. После службы в крупных городах они доживали свой век в сельской местности.

Настоящая жемчужина в подборке красных машин – цистерна на шасси ЯГ-6 (4х2), изготовленная в 1940 году. Это единственный сохранившийся экземпляр!

Середина ХХ века

Музей «Московский транспорт» подготовил к показу пожарную автоцистерну ПМЗ-9М (1953 г.) на шасси ЗИС-150. Модель «девять, модернизированную» в 1953–1955 годах выпускал Прилукский завод противопожарного оборудования. Всего изготовлено 1440 единиц, которые разошлись по крупным советским городам и промышленным предприятиям. Автомобиль получил цистерну на 1680 л воды и установленный внутри нее бак для пенообразователя на 120 л. Вакуумная система центробежного пожарного насоса работала от тормозной системы шасси. Неудобства вызывал выступ цистерны для воды, занимавший часть кабины боевого расчета. Недостатки ПМЗ-9М были учтены при разработке автоцистерны ПМЗ-17, которую начали выпускать в 1955 году.

Большое количество спецтехники красного цвета создано на базе грузовиков Горьковского автозавода, и прежде всего – ГАЗ-51. Одна из первых советских автоцистерн с полностью закрытым кузовом, ПМГ-36, выпускалась Грабовским заводом противопожарного оборудования в 1950–1953 гг. За это время заказчикам была поставлена 691 единица. Машина имела 1000-литровую цистерну для воды, 50-литровый бак для пенообразователя и центробежный пожарный насос ПН-25А, прокачивавший по 20 л в секунду. Деревянный каркас кузова с распашными дверцами технических отсеков был обшит листовым металлом.

С 1957 года появилась опытная автоцистерна ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А. В ней попробовали использовать один из патрубков насоса для питания постоянно подсоединенного ствола «первой помощи». Правда, в серии этого делать не стали, а сама цистерна с 1960 года получила обозначение АЦ-20(51А)36. Через шесть лет в связи с перепрофилированием завода тиражирование ПМГ-36 прекратили. Показанную в Сокольниках модель предоставил для экспозиции музей «Московский транспорт».

Хитом своего времени стала пожарная автоцистерна АЦП-20(63)19М на шасси ГАЗ-63 (4х4). На выставке ее представляла машина 1963 года выпуска, предоставленная музейно-просветительским центром МЧС России. Она явилась дальнейшей модернизацией пожарной автоцистерны ПМГ-19 и производилась Варгашинским заводом противопожарного оборудования. Буква «П» означала полный привод – автомобиль создавали для тушения пожаров в сельской местности и на аграрных хозяйствах.

В цистерну заливали 950 л воды, в отдельный бак – 105 л пены. Пожарный насос ПН-20Л обладал производительностью 20 л/с. В 1968 году выпуск АЦП-20(63)19М был прекращен, поскольку в серию пошла модель АЦ-30(53А)106 на шасси ГАЗ-53А. За пять лет предприятие изготовило 5710 автоцистерн. Кстати, до наших дней сохранилось немало таких автомобилей, и часть из них используется в качестве памятников. Так, один из них установлен в Москве, перед фасадом Академии государственной противопожарной службы МЧС России на улице Бориса Галушкина.

С 1958 года в СССР изготовили несколько модификаций автолестницы АЛГ-17(51). Различия крылись в типах привода на выдвижение и повороте колен. Направление данному типу устройств задал конструкторский отдел Особого конструкторского бюро № 7 под руководством В. А. Лукина, а серийный выпуск наладил Новоторжский завод противопожарного оборудования.

На «Олдтаймер-Галерею» 2018 года привезли автолестницу АЛГ-17(51А) модели ЛЧ с гидравлическим приводом. Гидравлика обеспечивала легкость и плавность управления и защищала механизмы от перегрузок. Выставочный экземпляр привезла пожарно-спасательная часть № 38 ЮЗАО г. Москвы. О том, насколько это редкий экземпляр, можно судить по такому факту: в период 1963–1967 гг. изготовлено всего 187 ед. таких автолестниц. Служили они для работы на типовой застройке пятиэтажных «хрущевок», а сегодня их можно встретить на пьедестале в Москве, Туле, Сарове и некоторых других городах.

База «сто тридцатого»

К середине 60-х годов прошлого века выработали свой ресурс пожарные автомобили ПМЗМ-1, -2 и -3, изготовленные десятью годами ранее для Московской пожарной охраны. В таких условиях УООП исполкома Моссовета заказало партию новых пожарных машин на Прилукском заводе противопожарного оборудования. Основу составили автонасосы нового поколения АН-40(130Е)127 на базе ЗИЛ-130. В конструкции были применены оригинальные решения. Например, кабины водителя и боевого расчета объединили, а расположенный в центре насос получил дистанционное управление с места водителя.

С 1974 года в Прилуках приступили к выпуску модернизированной версии АНР-40(130)127А. Она стала самой массовой моделью автонасоса в советской истории: в 1974–1985 гг. было выпущено свыше 1000 единиц! В заднем отсеке располагались 33 напорных пожарных рукава диаметром 77 мм, которые можно было собрать в длинную магистральную линию. Производительность центробежного пожарного насоса ПН-40У составлял 40 литров в секунду!

С 1986 года в серию пошли машины с литерой «Б» в конце индекса. Всасывающие патрубки пожарного насоса были выведены в средней части кузова, между кабиной боевого расчета и дверьми кабины водителя. Машины оказались просты в обслуживании, и после нескольких капремонтов некоторые из них продолжали нести службу в начале XXI века. Водители полюбили эту технику за высокие технические характеристики, надежность, вместительность, удобство и простоту ремонта.

Другие представители периода СССР тоже нередко базировались на шасси ЗИЛ-130. Такими были, например, пожарные автоцистерны АЦ-30, первый экземпляр которой построили в 1963 году. Проект разработало Особое конструкторское бюро № 8. Серийный выпуск модели АЦ-30(130)63 стартовал двумя годами позже и продержался до 1967-го. Вместе с тем с 1966 года на сборке находится автоцистерна АЦ-30(130)63А, прошедшая модернизацию в 1972-м. Особенностью конструкции стал механический привод специальных агрегатов, поднявший надежность на новый уровень. Автоцистерну отправляли не только по всей территории СССР, но и в страны соцлагеря. Было даже тропическое исполнение – его поставляли в том числе и на Кубу. Всего за 1966–1983 гг. было изготовлено более 1600 единиц данной модели!

В 1978-м настал черед автоцистерны АЦ-40(130)63Б. От предшественницы ее отличали увеличенная до 2350 л емкость цистерны для воды и 165-литровый бак пенообразователя. Были предприняты попытки внедрить в конструкцию новые технические решения: жесткое крепление цистерны, тормоза от КАМАЗа, пневматическое управление пожарным насосом. Однако все это лишь привело к проблемам в эксплуатации. Кстати, в Сокольниках эту династию представила АЦ-40(130)63Б, изготовленная в 1993 году.

На шасси ЗИЛ-131

Огромное количество пожарной спецтехники изготовлено на агрегатной базе полноприводного ЗИЛ-131. Классический пример – автолестница АЛ-30(131). Авторство проекта принадлежит Особому конструкторскому бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Ю. А. Курчакова. Начиная с 1970 года их выпускал Торжокский машиностроительный завод. Суммарный тираж в период 1970–1983 гг. составил1700 экземпляров.

В 1970-м в серию пошла модель Л21 с гидравлическим приводом и конструкцией колен, применявшейся в моделях на шасси ЗИЛ-157. Выпуск был прекращен в 1983 году в связи с введением новых требований ГОСТа. Но еще до этого, в 1971 году, на базе Л21 изготовили единственный экземпляр автолестницы АЛ-30(131) модели Л22. Ее главная отличительная особенность – подвешенная к первому колену люлька оператора. Из-за технического несовершенства в серию Л22 не пошла. Зато в 1983-м Торжокский машзавод освоил выпуск АЛ-30(131)506. В отличие от старой схемы с замыкателями, двухканатная лебедка позволяла выдвигать колена на любую высоту. Совершенство конструкции позволило выпускать эту технику до конца ХХ века. А на базе ЗИЛ-131 были созданы и другие образцы пожарной спецтехники. На выставку автомобиль предоставило подразделение ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» из г. Красноармейска Московской области.

Еще один образец на шасси «сто тридцать первого» – пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137 Прилукского завода противопожарного оборудования. Такую машину 1969 года выпуска к 100-летию подготовило Специальное управление ФПС № 100 МЧС РФ из г. Солнечногорска Московской области. Боевой расчет составлял семь человек. На раме ЗИЛ-131 ставили емкость для 2400 л воды, бак для 150 л пенообразователя и пожарный насос ПН-40У, прокачивающий 40 литров в секунду. Серийный выпуск свернули в 1984 году в связи с началом производства модернизированной модели 137А. Всего за 15 лет выпуска было изготовлено 9800 единиц.

Воздушно-пенное тушение

Экспозиция в Сокольниках порадовала наличием техники воздушно-пенного тушения. Таким был, например, АВ-40(375)Ц50А (1974 г.), унифицированный с пожарной автоцистерной тяжелого типа АЦ-40(375)Ц1А. В Союзе их использовали на тушении крупных пожаров и в местах хранения и переработки нефтепродуктов. Данный экземпляр с 1974 года серийно выпускало производственное объединение «Противопожарная техника» ВПО «Союзпожмаш» в г. Торжке.

Автомобиль вез на пожар 4000 л пенообразователя в цистерне и 180 л в баке. При необходимости вместо пены в резервуар можно залить воду. Состав на очаг огня подавали с помощью двух ручных пеноподъемников. Для тушения разлившихся нефтепродуктов и горящего оборудования расчет задействует шесть пеногенераторов ГПС-600. Работая от внешнего источника, АВ-40(375)Ц50А мог подать 1000 кубометров воздушно-механической пены. Сейчас этот автомобиль хранится в пожарно-спасательной части № 90 ФГКУ «16-й ОФПС по Московской области».

Иномарки в СССР

Часть юбилейной экспозиции по праву заняли пожарные иномарки, несшие службу в парках брандмейстеров Советского Союза. Одна из них – шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского грузовика International Harvester B120 (4х4). Она укомплектована цистерной на 750 л воды и установленным спереди насосом производительностью 30 л/ мин. Пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap. С 1955 года этот «швед» использовали в пожарной части г. Костомукша в Карелии. В 2005-м автомобиль был списан, продан в частные руки и отреставрирован до первоначального состояния.

Военно-технический музей представил Ford 798T, покинувший заводской конвейер в США еще в 1947 году. Сегодня он на пожары не выезжает, зато радует посетителей выставок. Другой экспонат из музея – пожарный Klockner-Deutz S3000, выпущенный в годы Второй мировой основателем машиностроительного концерна Петером Клёкнером. Их производили в 1938–1943 гг., и до наших дней сохранились считанные единицы. Машина 1943 года выпуска построена по классической схеме тех лет, когда двойная кабина переходит в закрытый кузов с цистерной, насосом и ящиками для инвентаря.

Музей ретротехники столичной Госавтоинспекции выкатил на всеобщее обозрение немецкий Magirus-Deutz 150 D10, покинувший завод в 1966 году, в год 100-летия фирмы. Старейшая немецкая марка по выпуску пожарной техники, основанная Конрадом Дитрихом Магирусом, начинала с производства насосов, лестниц, линеек и другого противопожарного оборудования. Первый пожарный автомобиль Magirus появился в 1903-м, а в 1916-м начался выпуск грузовиков. Они имели ходовую часть и моторы собственного производства, хотя использовались двигатели Maybach и других производителей. В конце 30-х прошло слияние с концерном Klockner-Humboldt-Deutz. К середине 70-х компания Magirus-Deutz столкнулась с трудностями, но спасение пришло... из Советского Союза! Он выкупил практически все грузовики и самосвалы, выпущенные за три года. Часть из них отправилась на прокладку БАМа и объекты в Сибири, а часть поступила на базы Москвы и Московской области, где были заняты на строительстве объектов Олимпиады-80. Некоторые автолестницы передали в пожарные депо крупных городов. В 1975-м марка вошла в состав итальянского концерна IVECO.

В истории пожарной техники есть немало примеров использования импортного оборудования на отечественном шасси. Примером может служить пожарная автолестница Metz DL-26 на базе трехосного ЗИС-6. Такой машиной 1947 года выпуска юбилейную экспозицию украсил Военно-технический музей. Дело в том, что в довоенный период советская пожарная охрана получала автолестницы из Германии. Их ставили на советские грузовики в Москве и Ленинграде. Процедура занимала около месяца. Представленный образец был восстановлен специалистами технической службы Управления пожарной охраны Мособлисполкома в 1978 году, к 60-летию советской пожарной охраны. Длительное время он хранился на отдельном посту ПЧ-29 в подмосковной Балашихе.

На долю пожарных машин выпало тушение самых громких пожаров последней четверти ХХ века. Среди них – в гостиницах «Россия» (1977 г.) и «Ленинград» (1991 г.). Кроме машин, представленных в натуральную величину, на «Олдтаймере» прошла выставка фотографий «Пожарный типаж». Ее составили из редких и уникальных архивных снимков. Была устроена и ретроспектива обложек журнала «Пожарное дело» периода 1920–1960-х годов и коллекция агитационных плакатов противопожарной тематики.

На этом история пожарной техники не заканчивается. Есть еще огромный пласт современных грузовиков и спецтехники красного цвета, но о них – как-нибудь в другой раз.


ПМЗ-9М (1953 г.) на шасси ЗИС-150
АЦП-20(63)19М на шасси ГАЗ-63 (1963 г.)
Автонасос на шасси АМО-4 (1931 г.)
ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (1932 г.)
Автонасос на шасси АМО-Ф15 (1930 г.)
Автолестница Metz DL-26 на шасси ЗИС-6 (1947 г.)
Роман ПАВЛИЕНКО, фото автора