4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Автоистория/Нечерствеющая «Буханка»

Нечерствеющая «Буханка»

Нечерствеющая «Буханка»
18 Апреля 2018
Культовому автомобилю всех времен и народов, ульяновской «Буханке» УАЗ-450, исполнилось 60 лет! Первый автомобиль данной модели сошел с конвейера Ульяновского автозавода в конце января 1958 года. С тех пор его владельцами стали граждане десятков государств и сотни компаний мира, а количество собранных автомобилей выражено шестизначными числами.

Для характеристики УАЗ-450 прилагательное «уникальный» подходит лучше всего. В конце 50-х это был единственный в мире автомобиль вагонной компоновки, малой грузоподъемности, со всеми ведущими колесами и увеличенным дорожным просветом.

Подсчитано: конструктивно УАЗ-450 состоял из 1026 оригинальных деталей. Из них 535 приходилось на кузов и 491 на шасси повышенной проходимости. Это почти в пять-семь раз меньше, чем в автомобилях XXI века. Простота устройства, ремонтопригодность и неприхотливость в эксплуатации сделали «450-й» любимцем не только советских людей, но и любящих путешествия иностранцев.

В 1957 году опытные УАЗ-450 пересекли пустыню Каракумы, уверенно проехали через весь Казахстан, побывали на Памире. Они даже отметились в самой северной точке СССР – поселке Оймякон, где 50-градусные морозы в зимний период – климатическая норма. К январю 1958-го Ульяновский автозавод доложил руководству страны о готовности производить 4000 «Буханок» в год. Народное название прижилось благодаря сходству автомобиля с буханкой хлеба.

Агрегатная база стала единой для цельнометаллического фургона УАЗ-450, бортового грузовика УАЗ-450Д, санитарной «Таблетки» УАЗ-450А и микроавтобуса УАЗ-450В. Машина 4х4 полюбилась не только водителям Советского Союза, но и их зарубежным коллегам. Уже в 1959 году на экспорт были отправлены первые 35 ед. санитарных модификаций. Получателями стали заказчики из Албании, Сирии, Индонезии.

Альтернативой бензиновой версии стал электромобиль УАЗ-450ЭМ, построенный в 1959 году на базе серийных УАЗ-450 и УАЗ-450А. «Буханки» с электроприводом предназначались для обслуживания аэродромов. Они получили тяговые АКБ с двумя секциями. Батареи монтировали в специальных ящиках под полом, по обоим бортам автомобиля. Сам УАЗ-450ЭМ стал звездой нескольких выставок.

Палитра коммерческих исполнений «Буханки» быстро наполнялась новыми модификациями. Уже в 1960 году реальные очертания обрел закрытый фургон УАЗ-451, открытый и тентованный бортовой УАЗ-451Д, санитарный УАЗ-451А. Завод провел конструкторские работы по снегоходному УАЗ-451С со сменным оборудованием для движения по снежной целине и бездорожью. Вместо передних колес у него монтировали металлические управляемые лыжи, а вместо задних – резино-металлические гусеничные движители. Было у «Буханки» и немало армейских специальностей.

В 1963 году УАЗ-450 стал героем кинофильма «Королева бензоколонки», и это не единственная роль данной модели в кино. «Буханку» запечатлели кадры художественных лент «Тридцать три», «В Москве проездом», «Жил певчий дрозд», «Семнадцать мгновений весны». Семейство УАЗ-450 продержалось на конвейере вплоть до 1965 года и увидело суммарный объем производства в количестве более 55 тыс. шт. А за последние пять лет завод изготовил свыше 156 тыс. машин коммерческой линейки – в среднем более 31 тыс. ед. в год.

В 1966-м компактный вездеход прошел модернизацию. На него поставили более мощный верхнеклапанный двигатель, механическую 4-ступенчатую коробку передач, изменили оформление кабины водителя. Новая серия с названием УАЗ-452 приняла эстафету по всем вариантам заводского исполнения, а на рынке появились доработанные частным образом модели.

В 60-е годы ХХ века был создан УАЗ-452АС для Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В него имплантировали двойное остекление салона, усиленную термоизоляцию и дополнительный отопитель. «Северную Буханку» подготовили для использования при морозах до –60 °С, когда уже не мог эксплуатироваться парк санитарной авиации!

В 2007 году «Буханка» по-ульяновски обрела второе дыхание. Ее не сняли с производства, не передали на сборку сторонним предприятиям, а модернизировали. Автомобиль начали комплектовать ведущими мостами Spicer, гидроусилителем руля, замком зажигания с противоугонным устройством. Функциональные возможности улучшились, и вкупе с демократичной ценой это стало дополнительным аргументом в пользу выбора именно этого автомобиля.

Кстати, до сей поры УАЗ-452 колесит по дорогам нескольких государств мира, и это не только страны СНГ и бывшие республики Советского Союза. «Буханка» и сейчас возит туристов на вулканы Везувий и Этна, покоряет швейцарские и французские Альпы, трудится в предгорьях Атласа. Итальянцы адаптируют УАЗы для геологоразведки, горноспасательных работ, доставки питьевой воды и продовольствия в отдаленные горные селения. Их мастерски переоборудуют в дачи на колесах и мини-кемперы, пожарные автомобили и эвакуационные тягачи, экскурсионные кабриолеты и такси для труднопроходимой местности. И  сегодня, спустя 60 лет после создания «Буханки», ее история продолжается!

Александр НИКОЛАЕВ, фото автора и УАЗ