3/2018
Свежий номер
журнала № 3/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

28 - 31 августа 2018 года

Международная выставка автомобильной индустрии

21 - 26 августа 2018 года

Международный фестиваль грузового транспорта

27 - 30 августа 2018 года

22-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля

Все события

Главная/Рубрики/Автоистория/История DAF: первые 90 лет

История DAF: первые 90 лет

История DAF: первые 90 лет
25 Июля 2018
Летопись компании DAF началась 1 апреля 1928 года, когда голландский инженер Хуб Ван Доорн в Эйндховене основал скромную строительную мастерскую. Начальный капитал в 10 тыс. голландских гульденов предприниматель заимствовал у пивовара г-на Хуэнгеса. Тогда даже в самых смелых мечтах никто и представить не мог, что история успеха растянется на десятилетия, а продукция марки DAF будет известна во всем мире. Сегодня компания отмечает 90-летний юбилей на самой высокой ноте.

Истоки успеха

Биографию знаменитого автомобильного бренда пересказал бывший куратор музея DAF и одновременно директор по маркетингу и планированию продукта Ханс Стаалс. Все начиналось достаточно скромно. Талантливый и предприимчивый инженер Хуб Ван Доорн открыл свое дело в закутке пивоварни Coolen в Эйндховене. В первые месяцы фирма позиционировала себя как ремонтная и строительная мастерская по ковке и сварке металлических конструкций. Основной продукцией на старте проекта были велопарковки по заказу Philips и галереи для газовых контейнеров в самом Эйндховене.

Очень скоро наметилась и главная специализация производства: транспортное оборудование. На календаре был 1932 год, когда мастерская Хуба и его брата Вима переключилась на выпуск прицепов и полуприцепов для коммерческого автотранспорта. При этом уже в то время «Фабрика прицепов братьев Ван Доорн» применяла передовые технологии. В частности, при сборке прицепного состава использовалась сварка, позволявшая значительно снижать массу шасси и поднимать грузоподъемность. Аббревиатуру D.A.F. расшифровывали как Van Doorne’s Aanhangwagen Fabriek.

Бурное развитие грузоперевозок обозначило растущую потребность в кузовах, надстройках и полнокомплектных транспортных средствах. DAF принял вызов времени, не боясь проиграть конкурентную борьбу более именитым и старым фирмам того же профиля. Не зря говорят: смелость города берет. Прошло не так много времени, и голландская фабрика братьев Ван Доорн завоевала авторитет во всей Европе. Прежде всего, конечно, успех был достигнут внутри своей страны. В частности, в 1936 году был сконструирован прицеп для контейнеров, позволявший быстро загружать контейнеры на железнодорожные вагоны и разгружать с них. Этот самый ранний пример смешанной перевозки сделал DAF одним из первых поставщиков прицепной техники для транспортировки контейнеров.

Армейская техника

Без преувеличения, огромную роль в становлении компании сыграли военные заказы. Они обеспечили быстрый рост в начале славного пути и добавили веса в сфере автомобильного бизнеса. Вторая мировая война напугала многие страны, и неудивительно, что в конце 40-х – начале 50-х голландская армия разместила большой заказ у DAF. Это было сделано в рамках плана Маршалла по восстановлению экономики Европы.

Завод разработал целую серию полноприводных конструкций и произвел для своего военного ведомства внушительную партию армейских машин. В нее вошли различные образцы, от командирских вездеходов и средств разведки до автомобилей транспортной группы и тягачей со всеми ведущими колесами. Линейку капотных, полукапотных и бескапотных автомобилей оливкового цвета составили двухосные YA126 и YA314 с колесной формулой 4х4, трехосный YA328 (6х6) с названием «Dikky DAF» и другие модели.

Что их объединяло? Оригинальный дизайн, продуманность конструкции, ремонтопригодность и высокая проходимость на различных покрытиях и пересеченной местности. Про эти шедевры конструкторской мысли люди в погонах говорили: «Это техника, которая вообще не нуждается в дорогах». И с ними никто не спорил: достоинства армейских вездеходов DAF были очевидны.

Кстати, и серии у оливковой спецтехники были немаленькие. Скажем, тот же YA328 «Dikky DAF» с 1952 по 1958 гг. был изготовлен в количестве 4500 шт. Часть из них использовали как пожарные автомобили и технику спасателей для труднопроходимой местности. В 1958-м компания получила техзадание на постройку легкого бронеавтомобиля, базой для которого послужил однотонный грузовик DAF YP-104. Правда, до массового производства дело не дошло: на вооружение приняли американские бронетранспортеры М-113.

Легковые автомобили

Сегодня в это трудно поверить, но в летописи DAF есть страницы, заполненные легковыми автомобилями данной марки. Компания верила в массовую моторизацию и внесла свою лепту в историю автомобилизации. В середине прошлого века было сконструировано несколько различных моделей небольших автомобилей с бесступенчатой автоматической трансмиссией Variomatic.

В дни празднования 90-летия компании на полигоне DAF Trucks у меня была возможность проехать за рулем двух малолитражек той эпохи, и, признаться, я остался под впечатлением! Простые и очень практичные автомобильчики вроде DAF 31 «Daffodil» первой половины 60-х и DAF 44 начала 70-х и сегодня могли бы успешно продаваться. Только у истории нет сослагательного наклонения. Гамма моделей и модификаций была очень внушительной – от двухдверных купе до пикапов и универсалов. Некоторым из них довелось служить в курьерских службах, на почте и в полиции. А одна из машин – DAF 31 «Daffodil» – даже была в окраске национальной сборной Нидерландов в Олимпийском Токио 1964 года. Под капотом стоял двухцилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 746 куб. см, который развивал максимальную мощность в 30 л. с. Модель продержалась на конвейере недолго: в 1963-м ее начали выпускать, а в 1965-м закончили. Всего в период 1959–1975 гг. эмблему DAF получили 850 тыс. легковых автомобилей!

Парад инноваций

Уже в середине ХХ века представители транспортной отрасли были в курсе: DAF находится на вершине технического прогресса. Наглядным подтверждением данного тезиса стал старт производства двигателей DS 575 Turbo с турбонагнетателем в 1959 году. Революционное новшество кардинально увеличило производительность мотора и заметно повысило топливную экономичность.

Десятью годами ранее, в 1949-м, стартовал выпуск первого грузового автомобиля DAF, и название компании изменилось на Van Doorne’s Automobiel Fabriek. Через год был построен завод по производству грузовиков. На нем выпускали автомобильные шасси в трех-, пяти- и шестиосном исполнении. Многие модели были уникальны не только по дизайну, но и по конструкции.

До 1957 года DAF комплектовал свои автомобили двигателями Hercules и Perkins, но затем начал производство собственных моторов. В том же году в серию пошел бескапотный DAF 2000 DO. Он отлично зарекомендовал себя в строительной сфере, на перевозке топлива и других наливных, пакетированных и сборных грузов. А в 1962-м появился покоритель дальних расстояний DAF 2600, который сразу вписался в сферу международных грузоперевозок. В силовой линии обеих моделей использовались двигатели DAF, изготовленные в Лейленде.

В 1969 году DAF взялся за конструирование серии двигателей с промежуточным охлаждением и сниженным расходом топлива. Очень скоро, в 1973-м, голландский производитель первым в отрасли презентовал турбокомпрессор. Новая технология оказалась как нельзя кстати: в 1974-м мир накрыл глобальный энергетический кризис. DAF быстро изыскал возможность сделать ответный ход. Он выразился в создании дизельного мотора с интеркулером. Появилась фирменная философия «интеллектуальная лошадиная сила».

Уже в 1973-м была представлена серия DAF 2800. Автомобили с кабиной кубической формы получили 11,6-литровый двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением турбокомпрессора. Изначально данную технологию разрабатывали для повышения мощности двигателя и сокращения расхода топлива. Однако приятным сюрпризом стало то, что она же превратилась в ключевой фактор для снижения количества вредных примесей в выхлопных газах. Началась новая эра.

В 80-е годы на повестку дня встала усовершенствованная технология промежуточного охлаждения турбокомпрессора ATi (Advanced Turbo Intercooling). Оптимизированная форма камеры сгорания и улучшенная технология впрыска позволили поднять мощность мотора. В 2005-м появился инновационный двигатель PACCAR MX. Его ставят на все грузовики DAF большой грузоподъемности и более чем на 40 % коммерческих автомобилей Kenworth и Peterbilt.

Золотые годы

Середина 70-х стала золотым периодом в истории DAF. Начиная с 1976 года компания окончательно сосредоточилась на крупносерийном производстве грузовиков. Миссия была сформулирована так: «Наши грузовики должны оцениваться как „гордость клиентов и мечта водителя“».

Отправными точками стратегии стали мощный и эффективный двигатель, надежность высочайшего уровня, наименьшая стоимость владения. DAF сделал ставку на лучший в отрасли комфорт для водителя, индивидуальные решения для каждого, лучшую поддержку. Заложенные в 70-е годы традиции соблюдаются и по сей день. И в каждом десятилетии эмблема DAF украшала фронтальную часть грузовиков с самой большой в классе магистральных тягачей кабиной.

Например, в 1985-м это была спальная кабина Space Cab на DAF 3600. В 1994-м эстафету приняла Space Cab на модели DAF 95. Следующим этапом эволюции была Super Space Cab на флагмане DAF XF 2005 года. Нарастала и интенсивность обновлений. Так, в период 1987–1992 гг. на конвейер встали три новые серии: 95, 85, 75.

В 1996 году DAF Trucks стал частью американской компании PACCAR. А в 1997-м произошло знаковое событие: состоялась мировая премьера DAF 95XF. Это обеспечило компании существенный имиджевый скачок и резко увеличило число поклонников марки.

Эволюция кабин

Первые грузовики DAF конца 40-х – начала 50-х представляли собой шасси с установленной перед двигателем характерной решеткой с семью хромированными полосами и временным сиденьем из дерева. Их отправляли производителям кузовов для установки кабин, которые изготавливали на месте по индивидуальным проектам. Но уже в 1951 году DAF представил собственную кабину с закругленными углами и передней решеткой с наклоном для улучшения аэродинамики. Появилось и сиденье на подвеске, что снизило утомляемость водителя от тряски и вибраций.

В 60-х годах модель DAF 2600 положила начало эре новых кабин для международных грузоперевозок. Кабина имела окна со всех сторон и два спальных места. В помощь сидящему за рулем внедрили гидроусилитель руля и тормозов. Эксперты уверяют, что DAF 2600 считается первым в мире грузовым автомобилем для доставки грузов в международном сообщении. В 1969-м одной из первых голландская компания представила наклонный механизм подъема кабины, который значительно упростил доступ к двигателю для технического обслуживания.

В 1988 году была обнародована концепция Space Cab. В ней основное внимание специалисты уделили максимальному полезному пространству, комфорту водителя, выверенной эргономике. Тем самым были заданы новые стандарты кабин премиальных грузовиков для международных перевозок. В 1994 году появилась еще более вместительная кабина Super Space Cab. В последующих поколениях магистральных автомобилей DAF Trucks они остаются эталоном просторности и комфортных условий для работы и отдыха дальнобойщика.

Отраслевой лидер

Наверное, нет ничего более ценного в транспортном сообществе, чем признание профессиональных экспертов. В этом смысле у DAF Trucks полный порядок: продукция компании пять раз признавалась лучшей среди продукции конкурентов и удостаивалась «автомобильного Оскара» – звания «International Truck of the Year».

Первым в этой плеяде стал флагманский DAF 95 – ему присудили титул «Лучший грузовик года – 1988». Он выделялся среди одноклассников просторной кабиной, самобытным дизайном и рядом технических инноваций. Через 10 лет «Грузовиком года – 1998» стал его преемник следующего поколения – DAF 95XF. А в 2002-м «корону» присудили самому маленькому «голландцу» серии DAF LF.

В 2007 году традицию брать золото европейского конкурса вернул флагманский DAF XF105. Презентационным цветом стал ярко-желтый, хотя раньше «исповедовался» фирменный апельсиновый и беспроигрышный красный. Наконец, в текущем сезоне были коронованы уже не один, а сразу два грузовика – модели DAF CF и DAF XF в синем «металлике». Это убедительное подтверждение того, что в XXI веке DAF Trucks находится на вершине технического прогресса.

Сегодня DAF производит грузовики в Нидерландах, Бельгии, Бразилии, Великобритании и реализует их через 1100 официальных дилеров на пяти континентах. Компания во главе с президентом Престоном Фейтом принимает участие в ведущих европейских проектах по развитию технологий в области альтернативных электрических и гибридных силовых приводов. Более 10 тыс. целеустремленных сотрудников разрабатывают, строят и продают первоклассные грузовики, экономичные двигатели, качественные запчасти, комплексные сервисные услуги по всему миру. Все это говорит о том, что 90 лет истории прошли с максимальной пользой! 


Основатели DAF Хуб (слева) и Вим (справа) Ван Доорн, середина 60-х
Пятитонный тягач DAF с трейлером, 1932 год
Первый DAF T60 с кабиной, 1950 год
Армейский DAF YA328 «Dikky DAF», 1952 год
Головной завод DAF, 1955 год
Тентованный автопоезд DAF 2600, 1962 год
DAF 95 – «Грузовик года – 1988»
DAF LF, International Truck of the Year 2002
DAF XF105, лучший грузовик Европы 2007 года
«Грузовики года – 2018»: DAF XF и DAF CF
Юбилейная серия «DAF 90 Year Anniversary Edition», 2018 год
Линейка грузовиков будущего, 2018 год
Александр ТРОХАЧЕВ, фото автора и DAF