4/2018
Свежий номер
журнала № 4/2018
Читать онлайн
Главная/Рубрики/Аналитика/Сбыт новых грузовиков

Сбыт новых грузовиков

Сбыт новых грузовиков
20 Апреля 2018
Реанимация покупательского спроса на новые грузовики, которую на российском рынке ждали несколько лет подряд, наконец-то случилась! Продажи выросли более чем наполовину, причем не столько за счет отечественных марок, сколько за счет иностранных брендов. В топ-10 нет ни одного производителя и импортера с нулевой динамикой, а уж тем более — в «минусе». 

Ситуация выправляется!

По данным аналитического агентства «Автостат», объем продаж новых грузовых автомобилей в России в 2017 году составил 80,2 тыс. шт., что на 26,8 тыс.  шт. или на 50,4 % выше показателей 2016 года. Для сравнения: год назад сегмент большегрузов с нулевым пробегом едва одолел +4 %. В минувшем сезоне рынок наращивал темпы продаж ежемесячно, а с августа превысил отметку с дельтой 50%.

На показателях сказался отложенный спрос, стабилизация в экономике, отсутствие резких скачков курсов основных валют. В кои-то веки динамика спроса на иномарки в несколько раз превысила процентный рост по машинам российских марок. Доля новых грузовиков российского производства за 12 месяцев снизилась с 85,5 % до 74 %, а иномарок — пропорционально выросла. Доля юридических лиц на рынке составила 89 %, «физиков» — 11 %.

Верхняя строчка «пьедестала почета» по-прежнему за КАМАЗом: рост продаж достиг почти 6,2 тыс. шт. или 30,6 %. «Серебро» осталось за ГАЗом, который добился скромного разогрева сбыта на 505 шт. или 6,9%. «Бронза» в активе Volvo Trucks, увеличивший отгрузки более чем на 4,2 тыс. шт. или почти в 3,5 раза. В топ-10 чуть более стремительный процентный взлет только у DAF Trucks: без малого 3,9 раза!

КАМАЗу добрую службу сослужили новые модели: седельные тягачи 5490 с кабиной на каркасе Mercedes-Benz Axor и двигателями Cummins, самосвалы семейства 6580 с кузовами НЕФАЗ и «Бецема», шасси 65208 (6х2) для автопоездов крупных ритейлеров. ГАЗ набирает обороты за счет свежих модификаций «ГАЗон NEXT». У шведского бренда сильными сторонами стали аренда, сервисные контракты, минимальные сроки поставки с завода в Калуге.

В первую десятку не попали европейские бренды IVECO (1065 шт., +35,2%) и Renault Trucks (534 шт., +761,3%), но ситуация меняется к лучшему. В частности, благодаря акции #БудетСделано французская марка совершила огромный рывок: продано 269 шт. из общего объема в 534 шт. Успеху способствовали и другие блоки фундамента: наличие грузовиков на складе, конкурентная цена и привлекательные условия финансирования сделок, услуга trade-in и сервисные контракты. Были приложены усилия к расширению сети трак-центров, улучшено снабжение запчастями, усилена команда менеджеров (с трех до 13 человек!).

По многим брендам погоду делали флитовые контракты. Например, «Почта России» заключила контракт на покупку 144 шт. японских среднетоннажных грузовиков Hino 300-й и 500-й серий с колесной формулой 4х2. Отгрузки начались в ноябре 2017-го и продолжатся до февраля 2018-го. В декабре 70 самосвалов Dongfeng DFL3251AW1 (6х4) с кузовом объемом 19,3 м3 и грузоподъемностью 18 т пополнили автопарк «Ямалдорстроя».

Модельные предпочтения тоже без сюрпризов. На вершине спроса — полноприводный КАМАЗ-43118 (6х6), спрос на который прибавил 26%. Чуть ли не втрое вырос интерес транспортников к флагману Mercedes-Benz Actros МР3 из Набережных Челнов. Почти 13% роста показал «ГАЗон NEXT» (за ним третья строчка). Далее идут две модели самосвалов из Татарстана: КАМАЗ-65115 грузоподъемностью 15 т и КАМАЗ-6520 с полезной нагрузкой 20 т.

По данным агентства Russian Automotive Market Research, средние цены на новые грузовые автомобили в 2017 году были такими: Scania R = 8,34 млн руб., Mercedes-Benz Actros = 8,02 млн руб., MAN TGS = 7,22 млн руб., Volvo FH = 6,64 млн руб., DAF XF105 = 5,71 млн руб. Топ-5 предпочтений по типам кузова: седельный тягач, самосвал, борт с тентом, фургон, рефрижератор. Пятерка регионов-лидеров по продажам: Московская область, Москва, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург.


Александр КАЛУГИН, фото автора