1/2018
Свежий номер
журнала № 1/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

5 - 8 июня 2018

Выставка строительной техники

27 - 30 августа 2018 года

22-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля

27 сентября 2018 года

Техническая конференция

Все события

Главная/Рубрики/Аналитика/Лайнеры без пробега

Лайнеры без пробега

Лайнеры без пробега
4 Апреля 2018
Рынок новых пассажирских транспортных средств по итогам 2017 года показал умеренный рост. Однако в середине и на финише года по отношению к показателям 2016 года отмечался спад. Отсутствие крупных муниципальных контрактов привело к падению спроса на автобусы КАвЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ, МАЗ. А вот на китайские лайнеры Higer, Yutong и King Long спрос, наоборот, вырос.

Несмотря на то, что автобусный парк в России возрастной, его обновление идет достаточно скромными темпами. Положение спасают муниципальные закупки и флитовые контракты, но их буквально раз, два – и обчелся.

По данным агентства «Автостат», рынок новых автобусов в России в 2017 году вырос на 1,4 тыс. шт., что соответствует динамике в 13,5 %. Прямо-таки титанический процентный рост показали китайские бренды. Только Zhong Tong увеличил продажи почти в 17 раз, Higer – без малого в семь раз, Yutong – в пять раз, King Long – едва ли не втрое. Сказалась ценовая доступность лайнеров из КНР, их более быстрая окупаемость в сравнении с «европейцами» и стабильный курс юаня.

Очень достойно завершил год Павловский автобусный завод. По оценкам аналитиков Russian Automotive Market Research, в структуре рынка лайнеров без пробега марке ПАЗ принадлежит львиная доля в 63,1 %. На втором месте с сегментом в 12,7 % идет Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). Третью строчку при 4,6 % занимает нефтекамский НЕФАЗ. На четвертой позиции обосновался курганский КАвЗ. Пятое место поровну делят Volgobus из города Волжский Волгоградской области и минский МАЗ.

Как и следовало ожидать, ПАЗ только укрепил свое лидерство: с января по декабрь 2017 года было продано почти 7,6 тыс. шт., что на 1,6 тыс. шт., или на 27,3 %, больше, чем за аналогичный период 2016 года. У следующих трех преследователей в отчетности «минус», и с этим ничего не поделаешь. В топ-10 нет ни одного европейского бренда, хотя те же Mercedes-Benz и Scania-Higer проявляют маркетинговую активность.

Положение дел настолько серьезное, что даже лидирующий в модельном списке ПАЗ-3205 растерял объемы годичной давности на 387 шт., что эквивалентно падению на 10,3ц %. В топ-10 аналогичная участь постигла ЛиАЗ-5292, НЕФАЗ-5299, ЛиАЗ-4292, КАвЗ-4238. Как говорится, «не ждали»... А первое место среди иностранных лайнеров удерживает 47-местный «турист» Yutong ZK6129H.

Все больший интерес транспортные операторы проявляют к газовым автобусам. В этом списке низкопольный НЕФАЗ-5299-40-51, ПАЗ-4270 CNG, КавЗ-4270-70. Из традиционных машин с дизельными двигателями перевозчики выбирают компактные ЛиАЗ-429260 и Vecor NEXT, машины большого класса ЛиАЗ-527002 и ЛиАЗ-529360. Есть еще вахтовые автобусы, но их не так уж много, и о них вообще отдельный разговор.

А вот продажи новых европейских лайнеров буквально штучные, и здесь самые свежие примеры поставок – немецкий «турист» MAN Lion’s Coach R07, междугородный Mercedes-Benz O560, чешский IVECO Evadys. Приятное исключение из списка – покупка ГУП «Мосгортрансом» 50 лайнеров Setra Comfort Class 500 для обслуживания Кубка Конфедерации по футболу 2017 года и Чемпионата мира – 2018. Партию составили 25 шт. двухосных Setra S 515 HD и 25 шт. трехосных Setra S 517 HD. Правда, тендер был выигран еще в конце 2016 года.

Анализ экспертов агентства «Автостат-Инфо» показывает, что релизация новых автобусов российского производства за минувший год выросла на 635 шт., или на 6 %, а иномарок – на 694 шт., или в 3,5 раза. В результате доля лайнеров происхождения РФ упала с 97,4 до 91,9 %, а доля машин зарубежных брендов выросла с 2,6 до 8,1 %. Налицо существенная корректировка, которая продолжится и в 2018 году.

Александр КАЛУГИН, фото автора