3/2018
Свежий номер
журнала № 3/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

27 сентября 2018 года

Техническая конференция

9 - 12 октября 2018 года

В рамках Недели пройдет ряд отраслевых конференций

23 - 25 октября 2018 года

Международный автобусный салон

Все события

Главная/Рубрики/Агрегатная база/МАЗы с импортной начинкой. «Зубры» плюс Daimler

МАЗы с импортной начинкой. «Зубры» плюс Daimler

МАЗы с импортной начинкой. «Зубры» плюс Daimler
28 Апреля 2018
В середине прошлого года Минский автозавод организовал выставку и тест-драйв грузовиков и автобусов МАЗ, оборудованных агрегатами Daimler и ZF. Им предшествовали презентации новых продуктов и технологий применительно к грузовой и пассажирской технике белорусского производителя. В фокусе специалистов оказались вопросы послепродажного обслуживания и профессионального сервиса. Я побывал на конференции, принял участие в тест-драйве и охотно делюсь впечатлениями.

ОАО «МАЗ» использует двигатели Mercedes-Benz четырех классов (от Евро-3 до Евро-6) мощностью 204–435 л. с. Начиная с 2003 года Минский автозавод выпустил свыше 18 000 единиц грузовиков и автобусов с немецкими моторами. В ближайшее время начнутся поставки прототипов коробок передач Daimler.

Грани партнерства

Новинки Минского автозавода с импортными агрегатами были представлены в рамках конференции для представителей товаропроводящей сети ООО «МАЗ». Управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» в России, СНГ, на Украине и в странах дальнего зарубежья подготовила большую теоретическую программу с презентацией продуктов, сессией вопросов и ответов. А дополнением к ней стал показ новой техники с импортными агрегатами на полигоне «Липки» под Минском.

Один из первых итогов: в середине прошлого года концерн Daimler доверил первым 10 станциям МАЗ в Беларуси обслуживать двигатели Mercedes-Benz на коммерческом автотранспорте. До конца года появились еще три такие СТО. Из 102 расположенных в России СТО МАЗ сертифицированных центров Daimler – только шесть. Не так уж много, хотя и не капля в море. Следом такая возможность будет реализована в сервис центре МАЗ в Минске, что важно как для своего, так и для транзитного транспорта. Уместно сказать, что МАЗ и Daimler активно работают над сертификацией СТО в Беларуси, России и на Украине. Специалисты подтвердили, что комплексное обслуживание будет реализовано и на большинстве других станций МАЗ в разных странах.

Конкретные шаги для выполнения проекта уже сделаны: компании подписали меморандум о взаимопонимании и заключили договор на поставку автомобильных запчастей немецкого производства. Минский автозавод приобрел фирменное диагностическое оборудование и инструменты. В дополнение к этому сотрудники минского сервис-центра МАЗ пройдут обучение в учебном центре Mercedes-Benz в Набережных Челнах. Словом, процесс пошел!

Полная совместимость

Было бы наивно полагать, что Минский автозавод выбрал определенные агрегаты европейского производства и ставит их на свой страх и риск без согласования с производителями. Как раз наоборот: МАЗ располагает всеми сертификационными документами на реализуемые автомобили и шасси с импортной начинкой. Речь идет как о разрешениях для самой РБ, так и для России, Казахстана, Украины и стран дальнего зарубежья.

Времена, когда МАЗ производил собственные силовые агрегаты, остались в прошлом. До недавних пор доминирующими на сборке были двигатели Ярославского моторного завода, но жизнь не стоит на месте. Запросы потребителей побудили минчан использовать в конструкции своих грузовых и пассажирских машин двигатели Cummins, MAN, Mercedes-Benz, Weichai. И коробки передач тоже были в основном российские – ЯМЗ. А сегодня альтернативу им успешно составляют ZF из Германии и Fast Gear из Китая. Многие перевозчики отдают предпочтение немецким брендам, и это не только из соображений престижа.

Вместе со специалистами ZF и Daimler в свое время были выбраны наиболее подходящие для техники Минского автозавода двигатели, трансмиссии и раздаточные коробки. Были получены одобрения по Правилам ООН № 10 на электромагнитную совместимость, № 13 на эффективность тормозных систем, № 24 и № 49 на выбросы в атмосферу. Белорусская сторона добилась разрешений по Правилам ООН № 51 применительно к уровню внешнего шума и № 89 по оснащению устройствами ограничения максимальной скорости.

Минский автозавод получил также сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 и Правилам ЕС 595/2009 по выбросам. Аналогичные бумаги выданы в рамках соответствия требований Приложения № 3, п. 2 (внутренний шум), п. 3 (содержание вредных/загрязняющих веществ в кабине). Успешно были выполнены и другие нормативные требования, необходимые для оформления Одобрений типа транспортного средства (ОТТС), Одобрений типа шасси (ОТШ) в странах Таможенного союза, Сертификатов типа Украины и ОТТС Евросоюза.

С немецкими моторами

Первый контакт Мерседес-Бенц Пауэртрейн и МАЗ был установлен 10 лет назад, в 1998 году. В 2000-м был создан первый прототип с двигателем ОМ 441 LA и коробкой передач GO 170-60 Евро-2. Через год на Минский автозавод поставили первые 100 единиц агрегатов с трехлучевой звездой. Спустя пять лет объем отгрузки двигателей Mercedes-Benz превысил 2000 штук, а в 2012-м был превышен уровень 10 000 единиц! С 2016 года Daimler и МАЗ начали сотрудничество по проектам Евро-6, а в 2017-м сделали доступными двигатель ОМ 471, коробку передач G230 AMT и ведущий мост HL-R440.

В настоящее время на автомобилях МАЗ применяются двигатели Daimler рабочим объемом 6,37; 7,7; 10,6; 11,95; 11,97 и 12,8 л с диапазоном мощности 286–476 л. с. и максимальным крутящим моментом 970–2500 Н·м. Самый распространенный вариант на минских грузовиках – OM 501 LA уровня Евро-3, Евро-4, Евро-5. Такие моторы ставят на 17 моделей автозавода, включая седельные тягачи, шасси и самосвалы. В ряде Евро-5 популярны также ОМ 457, ОМ 924 и ОМ 926.

Перевозчики охотно выбирают МАЗы с двигателями OM 906 LA Евро-4 и OM 457 LA Евро-5. Те, кто осуществляет международные перевозки пассажиров и грузов, отдают предпочтение моторам OM 936 LA, OM 471 LA и OM 470 LA экологического класса Евро-6. Наряду с дизельными моторами в глобальном портфеле продуктов Mercedes-Benz есть и газовые.

По отзывам представителей Минского автозавода, на рынке преобладает спрос на МАЗы тяжелого класса, оснащенные 6-цилиндровым мотором Mercedes-Benz OM 501 LA. Этот 11,95-литровый двигатель V6 класса Евро-4 начали производить еще в 2006 году. Он доступен в двух настройках мощности (360 и 435 л.  с. при 1800 об/мин) и максимального крутящего момента (1850 и 2100 Н·м при 1080 об/мин). Такие моторы ставят на шесть моделей грузовиков МАЗ. Столько же использовали с сертификацией Евро-3 и пять – с настройками Евро-5.

В обозримой перспективе производство OM 501 LA в Германии будет прекращено, и на замену ему останутся более современные OM 457 LA уровня Евро 5. Их применили, чтобы не уходить из сегмента. В  списке клиентов на такую имплантацию – МАЗы моделей 5440Е8, 6430Е8, 6502Е8, 6513Е8, 6516Е8. Уже прошел испытания МАЗ-5440Е9 с OM 501 LA и роботизированной КПП PowerShift. Кстати, эти же моторы ставят на КАМАЗ-5490, 5490 Neo и другие грузовики.

В настоящее время межсервисный интервал для двигателей Mercedes-Benz на грузовиках МАЗ установлен в 45 тыс. км. Специалисты допускают возможность его увеличения до 60–90 тыс. км при магистральных перевозках и соблюдении всех рекомендаций производителя, включая применение технических жидкостей. Кстати, КАМАЗ уже установил на новом поколении 5490 интервал в 80 тыс. км. Чем МАЗ хуже?!

Коробки и мосты со звездой

Удивительно, но факт: несмотря на наличие всех взаимодействующих компонентов силовой линии, до недавних пор Daimler не баловал белорусских партнеров комплексными решениями. Хотите двигатель – пожалуйста, нужна отдельно коробка передач – нет проблем! А сегодня перевозчикам доступны МАЗы с полным набором компонентов Mercedes-Benz, включая мосты для среднетоннажников, тяжелых грузовиков и автобусов разных классов. Есть даже создаваемое на заказ шасси МАЗ-505015 с компонентами Daimler и ZF.

Пожалуй, дело долго бы не сдвинулось с мертвой точки, не возьмись минчане за производство коммерческих автомобилей экологического уровня Евро-6. Первой ласточкой новой продуктовой линейки осенью 2014 года стал магистральный тягач МАЗ-5440М9 (4х2). «Евро шестыми» стали самосвал МАЗ-6516М9 (8х4) и шасси пятого поколения МАЗ-6312М7 (6х4). Вот эти автомобили и получили силовую линию Daimler: дизельные моторы и роботизированные коробки передач. Техника оказалась настолько коммерчески привлекательной, что на нее сразу же обратили внимание за пределами РБ.

Перевозчики Беларуси, России и других стран бывшего Союза быстро оценили достоинства немецких агрегатов. Надежные и прочные трансмиссии Mercedes-Benz не требуют дополнительного ухода, не считаются капризными и годами служат верой и правдой. Они отличаются стабильными рабочими характеристиками и обеспечивают широкий диапазон максимального крутящего момента на входе – от 500 до 3000 Н·м.

Все 6-, 12- и 16-ступенчатые автоматизированные коробки для грузовиков, равно как специализированная 6-ступенчатая «механика» и 8-ступенчатые «автоматы» для автобусов, могут быть изготовлены в одном корпусе. Эксплуатационные свойства машин способен улучшить турборетардер для тяжелых и экстремально больших нагрузок. Доступны задние ВОМ и несколько моделей ретардеров. О таком наборе от отечественных производителей можно было бы только мечтать.

На автопоездах МАЗ полной массой 24–32 т, как правило, применяют 6-ступенчатые механические трансмиссии со звездой. Они выдают максимальный крутящий момент в 700–900 Н·м и применяются с последним поколением ретардеров с так называемым уменьшенным рассеиванием.

Для автомобилей МАЗ большой грузоподъемности обычными стали 9- и 16-ступенчатые трансмиссии, способные развивать 1400–2450 Н·м крутящего момента. На них ставят новейшие ретардеры Voith, а полная нормативная масса грузовика с прицепом или тягача с полуприцепом может достигать 45 т. Чем хороши для транспортников такие продукты? Для водителя – высокой надежностью, низким уровнем шума при работе под нагрузкой, снижением уровня вибраций за счет интегрированного крепления двигателя. Для владельца подвижного состава – продолжительными интервалами технического обслуживания и низкими эксплуатационными затратами.

Для белорусского производителя немецкий концерн поставляет и несколько вариантов мостов: три – передних и шесть – задних с шинами размером от 17,5 до 24 дюймов. Допустимая нагрузка на каждый мост в зависимости от модели составляет от 2,9 до 10 т. И ставят их на автомобили полной массой от 6,5 до 44 т. Кстати, среди заказчиков немало тех, кто предпочитает иметь не только двигатель и трансмиссию Daimler, но также немецкие приводную и управляемую оси. Представители компании так и говорят: «Работает формула: 1 + 1 + 1 = больше, чем 3».

Николай ЛАКОТКО, заместитель главного конструктора ОАО «МАЗ»:  «Двигатели Mercedes, которыми оснащается автотехника МАЗ, наряду с правильно подобранной трансмиссией, позволяют достичь эксплуатационного расхода топлива на уровне автомобилей «большой семерки». Эти двигатели отвечают самым перспективным требованиям по экологии. Кроме того, Daimler имеет развитую инфраструктуру сервисного обслуживания в странах Европы».
 


МАЗы с двигателем Daimler OM 501 LA 
Евро-3:
МАЗ-544018 МАЗ-643018
МАЗ-631218
МАЗ-631018
МАЗ-650118
МАЗ-651618
Евро-4:
МАЗ-534019
МАЗ-631019
МАЗ-631219
МАЗ-544019
МАЗ-643019
МАЗ-650119
Евро-5:
МАЗ-5340Е9
МАЗ-5440Е9
МАЗ-6310Е9
МАЗ-6430Е9
МАЗ-6501Е9

МАЗы с двигателем Daimler OM 906 LA
Евро-4:
МАЗ-534013
МАЗ-534014
МАЗ-631014
МАЗ-631214

МАЗы с двигателем Daimler OM 457 LA
Евро-5:
МАЗ-6516Е8
МАЗ-5440Е8
МАЗ-6430Е8
МАЗ-6502Е8
МАЗ-6513Е8

МАЗы с двигателем Daimler OM 936 LA
Евро-6:
МАЗ-5340М4
МАЗ-5550М4
МАЗ-6312М4
МАЗ-5309М4

МАЗы с двигателем Daimler OM 471 LA
Евро-6:
МАЗ-5440М9
МАЗ-6516М9

МАЗы с двигателем Daimler OM 470 LA
Евро-6:
МАЗ-6312М7

Городской МАЗ 203015 с двигателем ОМ 926 LA Евро-5 и КП модели 6AP1400B
Самосвал МАЗ-6516М9 с двигателем Mercedes-Benz ОМ 471 Евро-6 и КП G281-12
Междугородний МАЗ-232 с мотором ОМ 924 LA V/2 Евро-5 в 218 л. с.
Передний мост Daimler на пожарном шасси МАЗ-437212 (4х4)
Рядный двигатель Mercedes-Benz M936G Евро-6 рабочим объемом 7,7 л весит всего 650 кг
Mercedes-Benz OM 457 объемом 12 л доступен в версиях Евро-3,  Евро-5 и EEV
Создаваемое на заказ шасси МАЗ-505015
Силовая линия одного бренда: двигатель  и КП Mercedes-Benz
Немецкая трансмиссия для белорусских грузовиков
Николай ЛАКОТКО, заместитель главного конструктора  ОАО «МАЗ»
Александр ТРОХАЧЕВ, фото автора