3/2018
Свежий номер
журнала № 3/2018
Читать онлайн

СОБЫТИЯ

28 - 31 августа 2018 года

Международная выставка автомобильной индустрии

21 - 26 августа 2018 года

Международный фестиваль грузового транспорта

27 - 30 августа 2018 года

22-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля

Все события

Главная/Рубрики/Агрегатная база/МАЗы с импортной начинкой. «Минчане» и ZF

МАЗы с импортной начинкой. «Минчане» и ZF

МАЗы с импортной начинкой. «Минчане» и ZF
27 Июля 2018
В это трудно поверить, но открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» и немецкий концерн ZF начали сотрудничество во времена СССР. В 1989 году трехосные седельные тягачи МАЗ-64226 начали серийно комплектовать механическими 16-ступенчатыми коробками передач ZF 16S-151. С тех пор партнерство набирало обороты и сегодня вышло на новый уровень. Знакомство с белорусско-немецкими новинками прошло на полигоне в Минской области.

Сервисный центр МАЗ в Минске с 2015 года является сервисным партнером ZF по ремонту и обслуживанию агрегатов ZF. Обе стороны и владельцы автопарков качеством работ удовлетворены в полной мере.


Силовая линия «зубров»

Концерн ZF является мировым лидером по производству техники привода и подвески, а также систем активной и пассивной безопасности. В настоящий момент ZF объединяет около 230 производственных предприятий в 40 странах мира с общей численностью персонала 146 тыс. человек. В 2017 году оборот концерна ZF достиг 36,4 млрд евро, что подтверждает его статус как одного из крупнейших поставщиков для автомобильной промышленности в мире.

Наиболее важным для МАЗа является дивизион Т. Он представлен модулями шасси и подвески для коммерческих автомобилей, системами рулевого управления, сцеплением и другими компонентами трансмиссии, коробками передач для грузовиков и фургонов. По городским и междугородним автобусам для МАЗа актуальны системы мостов и коробки передач.

Впервые 16-ступенчатые механические коробки передач ZF16S151 начали серийно устанавливать на седельные тягачи МАЗ-64226 (6х4) еще во времена СССР, в 1989 году. Позже к ним добавились еще пять моделей: 9S75, 9S109, 6S850, S542, 16S221. Сегодня на автомобилях Минского автозавода применяются раздаточные коробки VG1600/300 и VG2000/300. В перечне используемых коробок передач – модели 16S1820TO, 16S2520TO, 9S1310, 6S800 и 16S1650 производства КНР.

Каждый вид привода ZF находит применение на определенных видах коммерческого автотранспорта МАЗ. Это касается механических коробок передач Ecolite для грузовиков и LCV, Ecomid, Ecosplit, а также интардеров и коробок отбора мощности (КОМ) моделей NH/4 и N109/10. В ассортименте представлены и автоматизированные КПП: AS Tronic lite, AS Tronic mid, EcoTronic mid, Trakson и TC Tronic.

Концерн ZF поставляет свою продукцию на Минский автозавод с 2008 года. В списке поставок: механические и автоматические коробки передач для грузовой и пассажирской техники, раздаточные коробки, портальные мосты, рулевые механизмы. Только с 2008 по 2016 год на автотехнику МАЗ установлено более 45 тыс. трансмиссий, а всех компонентов – свыше 50 тыс.

Ecomid, EcoTronic mid, Ecosplit, Trakson

На текущий момент ZF поставляет МАЗу Ecomid – механическую 9-ступенчатую коробку передач для грузовиков полной массой от 18 до 33,5 т. Она представлена шестью моделями с разными настройками крутящего момента: от 800 до 1400 Н·м. На автомобилях МАЗ применяется КПП ZF9S1310TO для передачи крутящего момента 1310 Н·м.

Данная коробка отличается простотой управления, низким уровнем шума, компактными размерами и низким весом в сравнении с аналогами. В совокупности это дает преимущество в полезной нагрузке и оптимальном расходе топлива. Вдобавок она отличается надежностью и долгим сроком службы. С учетом использования таких агрегатов на автомобилях строительного сегмента преимущества для клиентов очевидны.

Помимо механической трансмиссии ZF предлагает и «автомат» EcoTronic mid со вспомогательными системами, включая масляные охладители и КОМ. Доступно и программное обеспечение с дополнительными функциями. Для тяжелых грузовиков ZF предлагает 12- и 16-ступенчатую «механику» Ecosplit с синхронизатором и сервоприводом переключения.

Для современных тяжелых грузовиков ZF ввел в продуктовую линейку механическую коробку передач Ecosplit: 12-ступенчатую с прямой передачей и 16-ступенчатую с прямой или повышающей передачей. В первом случае трансмиссия обеспечивает крутящий момент от 2100 до 2800 Н·м, во втором – от 1600 до 2350 Н·м, в третьем – от 1850 до 2700 Н·м.

У немецкого производителя огромный опыт конструирования и модернизации коробок передач для тяжелого коммерческого автотранспорта. Первая модель AK/S 6-90 + GV на 6 и 12 передач, с системой переключения с помощью сцепления и синхронизатора была создана в 1965 году. Через пять лет компания ZF вывела на рынок КПП  5 K/S 110 GP + GV на 9 и 17 ступеней.

Первое поколение 16-ступенчатой коробки передач Ecosplit с традиционной системой переключения появилось в 1979-м, второе – в 1988-м. Третье поколение дебютировало в 1992-м, а новый тип – в 1998-м. Он имел в своей конструкции синхронизатор, сервопривод, алюминиевый картер и интегрированный картер сцепления. В 2007-м реальностью стало четвертое поколение немецких трансмиссий – более компактных, в исполнении на 12 и 16 передач, с переключением с помощью синхронизатора и сервопривода.

На Минском автомобильном заводе для двигателей с крутящим моментом свыше 1900 Н·м в основном применяется КПП ZF 16S2520TO. Она агрегатируется с различными двигателями – такими как Daimler OM 501 LA, ЯМЗ-653 и др.

На вершине технического прогресса находится новая модульная трансмиссия Trakson. Наряду с традиционными преимуществами продукции ZF она обладает и другими достоинствами, в числе которых: полностью автоматизированная система безопасности, топливная эффективность, низкий уровень шума. Специалисты отмечают также долгий срок службы, надежность, повышенную полезную нагрузку. В этом же списке минимальное время и плавность переключения с момента начала движения, удобство в обслуживании и применимость для различных сфер, таких как коммунальное хозяйство, строительство, международные и междугородние перевозки и т. д.

Раздатки и системы ADM

Отдельный пласт продуктовой линейки ZF охватывает раздаточные коробки и системы ADM, выпускаемые на заводе в Пассау для полноприводных автомобилей. Один из новейших агрегатов данного направления – ADM2 Light, обеспечивающий автоматическое подключение переднего моста. Электронная система ADM автоматически управляет блокировкой раздаточной коробки и межосевого дифференциала, а также межколесных дифференциалов всех мостов. В итоге грузовики МАЗ обретают свойства, сопоставимые со свойствами европейских автомобилей такого же класса.

Исследования показывают, что ADM2 Light с автоматическим выключением успешно конкурирует с новейшими техническими решениями других фирм. Хороша она тем, что обеспечивает экономию топлива в объеме 2 %, не требует вмешательства водителя и обеспечивает лучшую маневренность транспортного средства. До 95 % времени эксплуатации привод переднего моста не требуется, что делает ADM2 Light более привлекательным, чем постоянный полный привод.

Чем хорош данный продукт? Он имеет испытанный софт (более 25 лет совместной работы Steyr и ZF), работает при движении со скоростью до 60 км/ч, не требует лишних расходов. Стоимость электронного блока управления ADM2 Light компенсируется отсутствием межосевого дифференциала. В плюсах  – простота установки, считывание кодов ошибок системой ZF Testman Pro, возможность ручного управления кнопкой на приборной панели. Клиент получает 100%-е использование тягового усилия во всех дорожных ситуациях, уменьшенный износ шин и сниженный расход топлива. Наконец, исключается риск повреждения трансмиссии из-за ошибок водителя при блокировке дифференциала.

Следующее поколение раздаточных коробок передач ZF дебютирует в 2020 году, а пока Минск получает VG750, VG1600, VG2000 и VG2700. Самая компактная из них весит 115 кг, имеет расстояние между входным и выходным валом 270 мм и создает максимальный крутящий момент на входе в 10 000 Н·м при 3500 об/мин. У топ-модели эти параметры солиднее: 450 кг, 400 мм, 35 000 Н·м при 2800 об/мин. Новинки будут характеризоваться такими свойствами, как низкий уровень шума, компактность, уменьшенный вес в сравнении с конкурентами и высокая надежность. Поколение ТС18 получит корпус из серого чугуна, а ТС27 – из алюминия.

Системы полного привода ZF востребованы по всему миру. На просторах СНГ их приобретает не только МАЗ, но и КАМАЗ, АЗ «Урал», «Ивеко-АМТ» и РИАТ.

«ЦФ КАМА»: сделано в России

С 2005 года производство коробок передач ZF примерно на 50 % локализовано и в России. На предприятии производят валы, шестерни и осуществляют сборку самих КПП. Некоторые комплектующие поступают из-за рубежа. Производственный корпус «ЦФ КАМА» площадью 22 100 м2 расположен в г. Набережные Челны (Республика Татарстан). Здесь занято 407 сотрудников, которые при мощностях 40 тыс. КПП в год выпускают около 24 тыс. единиц. Основные продукты: 9-ступенчатая коробка передач Ecomid для среднетоннажных грузовиков (запуск сборки – с 2008 года) и тяжелая версия Ecosplit с крутящим моментом 1820 Н·м (с 2017 года).

Все начиналось в 2005 году со сборочного производства 16-ступенчатой КПП ZF Ecosplit (16S1820). Опционально полностью синхронизированная базовая КПП поддерживает функцию Servoshift и может быть оснащена тормозом-замедлителем ZF Intarder. Для дополнительных кузовных надстроек предприятие выпускает и коробки отбора мощности.

В обозримой перспективе продуктовую линейку пополнит АКПП Trakson. Еще шире перспективы 2025 года, когда реальностью станут высокотехнологичные модули, например гибрид с двойным сцеплением. Качество изделий обеспечивают квалифицированный персонал, оборудование ведущих станкостроителей, компьютеризированное управление от ведущих европейских концернов. Уровень локализации на 2017 год составлял около 50 %, число иностранных и российских поставщиков достигло 50 компаний.

Таким образом, сотрудничеством с немецкими производителями современных агрегатов Минский автозавод обеспечил конкурентное преимущество перед целым рядом производителей. Такую технику уже никто не сравнивает с китайской, а все чаще сопоставляют с европейской, что вполне объяснимо!

Назначение: для автобусов

Важное направление в производстве ZF – системы мостов и коробок передач для городских и междугородних автобусов. В этом списке независимая подвеска, электропортальный мост AVE 130, центральный электропривод CeTrax, инновационная EcoLife и многое другое.

На первом месте по объемам продаж находятся мосты, на втором – автоматические коробки передач EcoLife, на третьем – прочие компоненты: E-mobility, рулевые системы и т. д. Следом идут механические коробки передач EcoShift, Ecolite и далее – Trakson с автоматизированным переключением. Львиная доля продаж приходится на Европу и Азию, а остальная продукция востребована в странах Северной и Южной Америки.

ZF разрабатывает и выпускает мосты для низкопольных и сочлененных автобусов с 1982 года. За это время заказчикам с разных континентов отгружено более 300 тыс. единиц. Текущий годовой объем производства достигает 25 тыс. единиц. В продуктовой линейке  – задние мосты AV 133, AVN 132, AV 133T, AV 110, A 132, AVE 130. Их используют на низкопольных, полунизкопольных и междугородних автобусах, а модель AVN 132 в качестве портального моста применяют и на сочлененных троллейбусах.

В этом ассортименте есть мосты AV 110 для низкопольников среднего класса (он в серии с 2016 года) и А 110 для полунизкопольных автобусов среднего класса (с 2017 года). Инновационным является портальный мост AVE 130 с электрическим приводом. Его назначение – полностью низкопольные пассажирские машины со встроенными электрическими мотор-колесами с максимальной мощностью двигателей 2 × 125 кВт.

Потребители, и МАЗ в их числе, охотно приобретают коробки передач ZF EcoLife. Они имеют новый гидротрансформатор с гасителем крутильных колебаний, более мощный первичный ретардер и новую систему охлаждения с двумя теплообменниками.

В конструкции ZF EcoLife применяется новейшая система управления с ЭБУ непосредственно на АКПП. Есть программа управления режимами переключения TopoDynLife, которая помогает подстраиваться под топографию местности. Для перевозчиков ценно то, что коробка имеет более длительный срок эксплуатации в более жестких температурных режимах и при повышенных требованиях к мощности.

Опыт ZF в разработке и производстве разных типов независимой подвески датирован 1990 годом. С тех пор по всему миру поставлено более 130 тыс. единиц, а текущий годовой объем выпуска достигает 20 тыс. единиц. Сегодня портфолио включает RL82EC для низкопольных городских автобусов, RL75E для междугородних лайнеров, RL55E для пассажирских машин среднего класса. Есть и RL80EM для спортивных автомобилей.

В середине 2019 года ZF планирует начать серийное производство центрального электропривода CeTrax. Это высокооборотный электродвигатель модульной конструкции со встроенным планетарным редуктором. По сравнению с АКПП EcoLife он требует меньше монтажного пространства и совместим со всеми стандартными приводными мостами.

Пройдет немного времени, и последние технические разработки ZF появятся на серийных образцах МАЗов. Для этого есть все предпосылки, а главное – многолетний опыт взаимовыгодного делового партнерства. 

Николай ЛАКОТКО, заместитель главного конструктора ОАО «МАЗ»:

– На автомобилях и автобусах МАЗ, которые выполняют различные транспортные задачи, можно встретить комплектующие ZF. Это и ведущие мосты, которые отличаются передачей высоких моментов и осевых нагрузок, и автоматические коробки передач с пониженной шумностью и возможностью выбора различных алгоритмов переключения передач, позволяющие максимально эффективно реализовывать сцепной момент на ведущих колесах и экономить на расходе топлива. Концерн ZF в своих компонентах использует перспективные разработки, которые в ближайшем будущем позволят существенно снизить эксплуатационные расходы на автомобили за счет применения гибридных и электрифицированных узлов и агрегатов. Это позволит снизить утомляемость водителя, а также повысить безопасность и надежность.

Коробки передач ZF на автомобилях МАЗ:
- 9S75
- 9S109
- 6S850
- S5-42
- 16S221
- 16S151
- 16S1820TO
- 16S2520TO
- 9S1310
- 6S800

Раздаточные коробки ZF на автомобилях МАЗ:
- VG1600/300
- VG2000/300

Коробки передач EcoLife на автобусах:
до 19 т: 6АР1000В
до 26 т: 6АР2300ВС
до 28 т: 
- 6АР1200В Start/Stop
- 6AP1400B
- 6AP1600B
- 6AP1700B
до 32 т: 6АР2000В

Новое поколение автобусов и грузовиков МАЗ нередко комплектуют агрегатами ZF
Наличие мостов и коробок ZF делает тягачи МАЗ более привлекательными
Автоматическая коробка передач ZF EcoLife для автобусов
Механическая коробка передач для грузовых автомобилей ZF Ecosplit
ZF Ecomid: механическая 9-ступенчатая коробка передач для грузовиков
Сертификат, подтверждающий отгрузку 50000-го агрегата ZF Минскому автозаводу
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора